Россия в первой половине XIX века.

Екатерина II скончалась В 1796 году. На престол взошел Павел I. Он не любил свою мать (как и Екатерина). Павел был фактически удален от двора, и взошел на престол уже сформировавшимся человеком, и все его комплексы не очень хорошо отразились на правлении. Он правил до 1801, произошел последний в истории исторический переворот, он был убит . Он пытался все сделать наоборот относительно Екатерины II. Вся политика Павла противоречила интересам страны.

На престол был возведен сын Павла I Александр I затем Николай I Александр II, Александр III, Николай II.

Александр первый правил 1801-1825 годы. Он получил блестящее образование. Он воспитывался при дворе. Он прекрасно понимал, что Россие нужна модернизация. Крепостное право сдерживало развитие России. Задержка в этом развитии была чревата отставанием от Европы.

1 период правления – либеральный(попытки либеральных преобразований) до 1812 года

Александр I осознавал необходимость преобразования, с другой стороны он не хотел ничего делать против дворянства. Все свое правление он старался сподвигнуть дворянство к преобразованиям. Все попытки не имели серьезного эффекта 3 направления:

  1. Крестьянский вопрос – при Александре I приняты указы, которые смягчали крепостничество. До этого указа приобретать землю могли только дворяне – теперь все. Этот указ давал возможность развития мануфактур (купцы которые покупали земли)

Указ о вольных хлебопашцах – разрешал помещикам отпускать по своему желанию своих крестьян за выкуп с обязательным наделением землей. Раньше наделить землей его было нельзя.

Указ запрещающий обьявления о продаже крестьян.

  1. Реформа образования – благодаря ей Россия впервые получила систему образования. Реформа Александра I создается система просвещения.

Низший уровень – сельские и церковные-приходские школы.(1 год обучения.

Уездные школы (2 года обучения) – предназначались для городского населения.

Губернские училища или гимназии (4 года обучения) – предназначались для дворян

Университет (право учиться там только люди окончившие гимназию – то есть дворяне) В россии 5 округов – в каждом должен быть университет. В каждом учебном округе управление само решало проблемы образования. По реформе Александра II пояляются Казанский, Санкт-Петербургский, Харьковский, вилинский, Юрьевский, Киевский университеты

  1. Административная реформа – учереждение министерств с принципом единоначалия (во главе – министр, который отчитивается перед императором)

В первый период правления были проекты введения конституции, отмены крепостного права.

 

Внешняя политика Александра I 1 периода

Ключевой проблемой – проблема Наполеона. Европейские державы создавали против него коалиции. Россия участвовала во 2 и 4 коалиции. (Пруссия, Швеция, Англия). Все коалиции были разбиты. В 1807 году Россия подписала Тельзитский мирный договор – был очень неприятен для России – Россия включена в континентальную блокаду армии. На границах России возникало Герцогство Варшавское – становится плацдармом для нападения Наполеона на Россию. Россия ведет контрабандную торговлю. В итоге нарушение договора стало предлогом для нападения Наполеона на Россию

 

 

Война с Ираном и война с Турцией. Грузия добровольно вошла в состав Российской империи. 1804-1813 война с Ираном. По итогам Россия получает Дагестан и Северный Азербайджан. 1806-1812 война с Турцией – также успешно (Кутузов). Очень выгодный договор

 

 

2 период – консервативный .

 

Внешняя политика Александра первого

Ведущие монархи европы обьеденились в священный союз – борьба с революционным движением.

1825 год – Александр I умер. У Александра был еще 1 брат – Константин. Он был старше Николая, однако Константин был наместником в Польше и женился на полячке немонархических кровей и он отрекся от престола.

Когда стало известно о смерти, чиновники стали волноваться, и уже чеканили монеты с Константином – будущим императором.

Наполеона победили еще и из-за партизанского движения. Русское дворянство в основной массе не считало на столь высокие патриотические чувства. Отношение у значительного кол-ва дворян изменилось, да и сами крестьяне ждали от императора благодарности. Однако Александр не пошел этим путем.

Декабристы – молодные офицеры – движение, зародилось 2 общества – северное и южное. Обсуждали как в россии и впервые были выработаны конкретные предложения перестройки существующих порядков – 2 конституционных проэкта. Проэкт южного – введение республики. Проект южного – конституционная монархия. Восстание не удалось, в основном из за организационных проблем. Они решили воспользоваться сложной ситуацией в стране.

 

Царствование Николая I 1825-1855. Продолжился консервативный курс при Николае I. Он никогда не придерживался либеральных взглядов. Он получил военное образование.

Николай I главной целью считал борьбу с революцией. Всю свою жизнь он боролся с ревоючицонным движением. При нем формируется канцелярия. При Николая она получает несколько отделений (3 занималась политическим сыском). За все правление Николая I было много попыток создать политические кружки, но все они были подавлены.

Ужесточается цензурная политика, политика в образи образования (оно ограничивается. Консерваторы считают – чем больше народ необразован – тем проще им управлять).

Николай первый столь же напористо проводил внешнюю политику. Он был уверен в своих силах

1.Взаимоотношение России с Турцией.

2.Положение славянских народов

 

Русско-Турецкая война. 1853-1856

Франция и Англия подстрекали Турцию на войну. Крымская война. Боевые действия перекинулись на Крым. Война оказалась неудачной для России, была проиграна.

Причины поражения:

1.Рекрутская система набора в армию – она была неудобна, пополнить армию при такой системе было невозможно.

2.Отсутствие нормальных путей сообщения (строительство ЖД шло медленно – никто в этом не был заинтересован

3.Устаревшее вооружение

4.Маломощная военная промышленность России

Результатом всех этих причин стало поражение в Крымской войне. Николай I умер раньше, чем закончилась война – для него это была личная драма.

Таким образом поражение в Крымской войне было предпосылкой военных реформ.

Все, что делал Николай I вело России не туда.

 

Александр II проводит масштабнейшие в истории реформы

1855-1881 – Правление Александра II

Либеральные реформы Александр II

Реформы проводились благодаря личным усилиям Александра II Уже в 1856 Александр II публично заявил о необходимости отмены крепостного права. 19 февраля 1861 года был опубликован манифест об отмене крепостного права.

Отмена крепостного права была очень сложной проблемой. Опорой России было дворянство, которое не было заинтересовано

Вопросы при отмене крепостного права:

1.Личное освобождение

2. Вопрос о земле

Эти вопросы были решены таким образом, что крестьяне получают личную свободу бесплатно.

Между дворянами и крестьянами напрямую связанные с этой пробьлеммой смотрели на него по разному.

Государство решило это проблему так, что крестьяне свои наделы получают, но не бесплатно, а за выкуп, причем помещик не может отказаться от этого.

 

Итак Крестьяне

1.Получили свободу

2. Получили землю, но за выкуп

 

Откуда у крестьян средства? Государство 75-80% от суммы стоимости надела выплачивало само, и лишь 20-25% крестьянин должен был выплатить сам. Крестьяне получали эти 75-80% не просто так, а под ссуду 6% годовых на 49 лет.

Государство на этой выкупной организации еще и получало выгоду.

Казалось бы этот механизм учитывает интересы и той и другой стороны.

 

Нюансы положительные для дворян.

 

1.Стоимость на землю была завышеной

2.Размер надела был заведемо меньше, чем для нормального существования обычной

крестьянской семьи

3.Угодья также оставались за помещиками (реки, озера, леса). Теперь раз собственность разделилась, крестьянин должен расчитываться за использования этих ресурсов с помещиком.

Законодательство оговаривало, что помещик должен дать надел, но нигде не было сказано какой надел отдать. Потому помещики выдавали самый неблагоприятный надел.

Большая часть земли остается у помещика.

Крестьянину теперь нужно было арендовать землю, пользоваться угодьями, поэтому крестьянин все равно приходилось обращаться к помещику и расплачиваться с ним.

 

Перед тем, как крестьянин становился собственником был период, который был назван Временно-обязанное состояние. С того момента как 20-25% было выплачено помещику, он становился собственником.

 

Проблема в том, что до перевода крестьян на выкуп, брался тайм-аут.

Этот тайм-аут был для помещиком, чтобы адаптироваться к новым условиям. Нужно было думать как лучше использовать рабочие руки. Большинство помещиков было к этому не готово. Они привыкли жить и ничего не делать, и получать выкупы.

За это время он не являлся собственником надела, но он был обязан выплачивать помещику определенные выплаты. Разница теперь государство устанавливало размер выплат. Окончательно указ о переводе всех крестьян на выкуп с 1883 года появился только в 1881 году.

Отмена крепостного права оттягивалась на 49 лет..

 

Крестьянин не имел права от надела

Существовал выход Крестьянин мог получить четверть надела, и уйти в город работать на заводы и т.д.

 

 

Эта реформаспособствовала:

  1. проникновению рыночных отношений в сельское хозяйство
  2. Формирование буржуазии и рынка свободной рабочей силы.
  3. Реформа консервировала полуфеодальные пережитки сельской местности

Аграрно-крестьянский вопрос был не бын решен до конца. Крестьяне были в невыгодном положении. Нерешенность станет одной из ключевых проблемм революционных потрясений 20 века

 

Реформа вводжилась публично. Крестьяне были недовольны и не могли поверить, что царь может с ними так поступить. Ходили слухи, что этот приказ царя подменен помещиками.

Отмена крепостного права повела собой множество других реформ

 

Если раньше все вопросы управления лежали на помещиках, то теперь нужны были органы в этой области. Они были созданы в ходе этих реформ. Реформы были либеральными – сословные перегородки начинали рушиться

 

2 из этих реформ связаны с местным управлением

1.Земская реформа – выборные органы местного самоуправления – получили название земства. В земствах были представители разных сословий. Отдельно своих представителей выбирали сами сословия. Земства были 2 уровней: уездные и губернские земства.

Функции этих органов самоуправления. Отдаленно мы можем это сопоставить с современными органами власти. Власть земств была сильно ограниченные

1.Ограниченные функции хозяйственного самоуправления.Это урегулирование местных вопросов, вопросы небольшого масштаба, местного характера. Земства много занимались аграрным вопросом.

2.Очень важные вопросы – здравоохранение и образование (уровень знаний был крайне низок) Земства открывали клиника, школы. Финансирование земств было ограниченно. Gj’njve irjkmb ,jkmybw yt [dfnfkj

2.Городская реформа – в городах возникли такие же органы появились городские думы. Функции городских дум были примерно теми же, что и у земств.

 

 

Судебная реформа – самая лиюеральная реформа. Благодаря этой реформе Россия получила одну из самых демократичных во всем мире. Она отличалась следуйщими качествами

Суд в России становился бессословный(ранее - для каждого сословия – разные судебные органы и наказание соответсвенно было различным),

гласный(можно открыто освящать в прессе), состязательный(раньше все решал судья – теперь пояляется обвинение и строна защиты. Арбитром становились присяжные, а судья лишь назначал наказание), с участием присяжных заседателей, независимый от администрации(ранее судьи подчинялись губернатору – сейчас судьи стали независимыми.).

 

Реформа в области образования – реформа давала всеобщее доступное всесословное образование. Не всеобщее, но доступное. Опять же это образование становилось бессословным. В рамках реформы были созданы женские гимназии, ранее женщины могли получать образование на частной основе. Правда дискриминация все равно сохранялась – женщины не могли поступать в университет

 

Военная реформа – согласно этой реформе в россии отмена рекрутских наборов, введение всеобщей воинской повинности. Опять же принцип бессословности. Духовенство было освобождено, также были освобождения в силу национальной специфики были освобождены средняя азия кавказ и т.д.

Отсеивались по здоровью, по семейному положунию и т.д.

Сроки: сухопутные войска 6 лет действительной и 9 в запасе

Во флоте 7 действительной и 3 года в запасе.

Также сокаращался срок военной службы для тех, кто имель образовательный уровень. Человек с высшим образованием служил только полгода.

 

Потребности были меньше, чем число призовников. Поэтому тянули жребий.

 

Значения реформ:

1.Россия приблизилась к европейскому пути развития

2.Был сделан шаг в направление превращения России в буржуазную монархию.

3.Россия встала на путь развития капитализма. (строятся заводы и фабрики, ЖД, банковская система.)

Была также определенная непоследовательность реформ, поэтому не все вопросы были решены не до конца, что вызвало революцию XX века.