Крупнейшие суверенные фонды
Название | Активы, млрд.$ | Страна | Когда создан | Источник наполнения |
Инвестиционный совет Абу- Даби | ОАЭ | сырьевой | ||
Государственный пенсионный фонд Норвегии | Норвегия | сырьевой | ||
Сингапурская инвестиционная корпорация | Сингапур | несырьевой | ||
Саудовская Аравия – разные фонды | Саудовская Аравия | - | сырьевой | |
Инвестиционная администрация Кувейта | Кувейт | сырьевой | ||
Китайская инвестиционная корпорация | КНР | несырьевой | ||
Гонконгская валютная администрация, инвестпортфель | КНР | несырьевой | ||
Temasek Holdings | Сингапур | несырьевой | ||
Стабфонд (и Фонд национального благосостояния) | Россия | сырьевой |
Пути использования профицита:
- сокращение привлечения доходов от привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества;
- направление средств на погашение дополнительных обязательств;
- увеличение расходов, в том числе за счёт передачи доходов бюджетам других уровней;
- сокращение налоговых доходов путём внесения изменений в налоговое законодательство;
Первичный профицит не учитывает затраты по обслуживанию государственного долга.
IХ. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
Регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности называется бюджетным процессом.
Участниками бюджетного процесса в РФ являются:
· Президент Российской Федерации;
· высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
· Центральный банк Российской Федерации;
· органы государственного (муниципального) финансового контроля;
· органы управления государственными внебюджетными фондами;
· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
· получатели бюджетных средств.
В Бюджетном Кодексе закреплены бюджетные полномочия за всеми участниками бюджетного процесса. Бюджетные полномочия - это права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
В бюджетном процессе выделено 4 этапа:
· составление проекта бюджета;
· рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
· исполнение бюджета в течение бюджетного года;
· составление отчётности об исполнении бюджета, проверка, утверждение отчётности.
Рассмотрим все этапы:
Первый этап – составление проекта бюджета.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Проект федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ на основании следующих документов:
· Бюджетного послания Президента РФ, с которым он, не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, выступает перед Федеральным собранием РФ. В нём содержаться основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;
· Прогноза социально–экономического развития Российской Федерации (территорий), разрабатываемого на период не менее чем на 3 года и одобряемого Правительством РФ; Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период.
· Основных направлений бюджетной и налоговой политики;
Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета.
Второй этап – рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение Государственной Думы РФ проект федерального бюджета не позднее 01 октября, совместно со следующими документами и проектами федеральных законов:
· основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период (последующие 2 года);
· предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;
· прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
· об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году;
· проектами бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· проекты программ (целевых, инвестиционных, ведомственных, представления кредитов, осуществления заимствований, государственных гарантий, государственного оборонного заказа);
· прогнозом основных характеристик (общий объём доходов, расходов, дефицита (профицита), консолидированного бюджета);
· пояснительной записки к проекту бюджета;
· других документов.
Центральный банк Российской Федерации также представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Проект федерального бюджета рассматривается в 3–х чтениях Государственной Думой РФ, одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Принятый документ вступает в действие с 01 января в форме федерального закона.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его:
· концепция проекта закона о федеральном бюджете;
· прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе федеральном бюджете прогнозируемый объём валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета;
· основные направления бюджетной и налоговой политики;
Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики бюджета, к которым относятся:
· прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объём доходов с выделением прогнозируемого объёма нефтегазовых доходов федерального бюджета (приостановлено до 01.01.2014г.);
· нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены Бюджетным кодексом;
· общий объём расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
· условно утверждаемые расходы в объёме не менее 2,5 % общего объёма расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объёма расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
· объём нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде (приостановлено до 01.01.2014г.);
· верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
· нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде (приостановлено до 01.01.2014г.);
· дефицит (профицит) федерального бюджета;
При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объём валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).
В течение 10 дней, с момента внесения проекта закона, комитеты и комиссии Государственной Думы РФ готовят заключение по законопроекту и предложения о принятии или отклонении.
При отклонении в 1–ом чтении Государственная Дума РФ имеет право:
· передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;
· вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
· поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.
Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтенииявляются:
1. приложения к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающие:
· перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
· финансирование по долгосрочным целевым программам;
· распределение межбюджетных трансфертов.
2. бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета;
3. программа предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов;
4. программа государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;
5. программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;
6. программа государственных гарантий РФ в валюте РФ на очередной финансовый год и плановый период;
7. программа государственных гарантий РФ в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период;
Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
При рассмотрении, в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренными отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и он голосуется на предмет его одобрения в целом.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации указанный законопроект передаётся для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной думы.
Третий этап – исполнение бюджета в течение бюджетного года.
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обеспечивается Правительством Российской Федерации.
Это завершающая стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется формирование и использование бюджетного фонда.
Основная задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налоговых и неналоговых доходов, осуществление заимствований, а также своевременного и, в соответствии с целевым назначением, финансирования расходов, в пределах утверждённых бюджетных назначений. Главный документ для исполнения бюджета – сводная бюджетная роспись и кассовый план.
Сводная бюджетная роспись – это документ, который составляется и ведётся финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.
Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Организация исполнения, само исполнение бюджетов возложено на органы исполнительной власти. В России действует казначейская система исполнения бюджета, на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Принцип единств кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех выплат с единого счёта бюджета, который открывается Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка по каждому бюджету бюджетной системы отдельно.
Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета проводится Министерством финансов РФ и подведомственных ему органов.
Распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств между подведомственными организациями, подготовка реестров и других документов по финансированию, осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств..
Сводная роспись федерального бюджета передаётся на исполнение в Главное управление Федерального казначейства.
Завершается исполнение федерального бюджета 31 декабря и, до этого дня включительно, Федеральное казначейство обязано оплачивать принятые и подтверждённые бюджетные обязательства.
Четвёртый этап - составление отчётности об исполнении бюджета, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности.
По окончании финансового года, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджетных средств, составляют сводную бюджетную отчётность на основании представленной бюджетной отчётности подведомственных получателей и администраторов доходов бюджета. Эта отчётность передаётся в Федеральное казначейство для обобщения и составления бюджетной отчётности РФ. Она также передаётся в Министерство финансов РФ для дальнейшего представления в Правительство РФ, которое не позднее 1 августа текущего года представляет её в Государственную Думу РФ.
К бюджетной отчётности относится:
· отчёт об исполнении бюджета;
· баланс исполнения бюджета;
· отчёт о финансовых результатах деятельности;
· отчёт о движении средств;
· пояснительная записка.
Годовой отчёт об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой РФ и утверждению в форме федерального закона. Этот отчёт, до его рассмотрения в Государственной Думе РФ, подлежит внешней проверке Счётной палаты РФ. С учётом данных проверок, Счётная палата РФ, готовит заключение на годовой отчёт об исполнении федерального бюджета и не позднее 1 сентября текущего финансового года, представляет его в государственную Думу РФ.
При рассмотрении отчёта об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
· доклад министра финансов РФ об исполнении федерального бюджета;
· доклад Председателя Счётной палаты РФ о заключении Счётной палаты
Не позднее 01 октября текущего года Государственная Дума РФ должна принять федеральный закон об исполнении федерального бюджета.