В.) третий - районные и городские правоохранительные органы.

Вопрос. Организационные основы технико-криминалистического обеспечения расследования.

Обеспечение технико-криминалистическими средствами рас­следования - это весьма многогранная, трудоемкая и ответственная работа. Она зиждется на правовых и научных основах, и занимаются ею правоохранительные органы всех уровней - от центральных до местных. Содержание этой работы целесообразно рассмотреть применительно к соответствующим, уровням. Условно можно выделить три таких уровня:

а.) первый - центральные правоохранительные органы;

б.) второй - республиканские краевые и областные правоохранительные органы;

А). Содержание организационной работы по технико- риминалистическому обеспечению на уровне центральных правоохранительных органов.

К центральным правоохранительным органам, занимающимся организацией технико-криминалистического обеспечения расследования, относятся: Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции, ФСБ, Таможенный комитет Российской федерации. В центральных аппаратах всех этих ведомств функционируют подразделения, осуществляющие организационные функции по технико-криминалистическому обеспечению расследования. Например, в Министерстве внутренних дел, технико-криминалистическим обеспечением, расследования занимаются следующие подразделения:
Главное управление материально-технического и военного снабжения, экспертно-криминалистический центр, главки отраслевые служб.

В Генеральной прокуратуре организационные функций по технико-криминалистическому обеспечению расследования выполняет криминалистический отдел, входящий структурно в Следственное управление.

В Министерстве юстиции этими вопросами занимается Управление судебных экспертиз.

Из названных ведомств наиболее широко организационная работа по технико-криминалистическому обеспечению поставлена по линии Министерства внутренних дел. Поэтому в дальнейшем мы будем ее рассматривать применительно к этому ведомству на всех уровнях. И так, содержание организационной работы по технико-криминалистическому обеспечению на первом уровне сводится к следующему:

1. Разработка и утверждение подзаконных нормативных актов по технико-криминалистическому обеспечению расследования. К ним относятся различные приказы (например, о взятии на вооружение новых технических средств, о порядке списания устаревшей техники), инструкции (например, по ведению криминалистических
учетов, применению конкретных приборов), положения о службах, занимающихся технико-криминалистическим обеспечением и др. Среди данной группы нормативных документов особо следует упомянуть «Нормы положенности криминалистической техники». Это весьма обширный документ, в котором определяется положенность указанной техники для всех служб и подразделений. На его основе в республиканских, краевых и областных органах внутренних дел разрабатываются табели положенности криминалистической техники для каждого конкретного органа, о чем будет сказано ниже. Нормы разрабатываются работниками центрального аппарата с привлечением научных работников МВД. Перед утверждением министром они рецензируются работниками МВД, УВД.

2. Централизованное приобретение технико-криминалистических средств и поставка их на места. Многие виды криминалистической техники приобретаются только в централизованном порядке (передвижные криминалистические лаборатории, сравнительные криминалистические микроскопы, поисковые приборы и др.).

3. Закупка криминалистической техники за рубежом. В ряде зарубежных стран (Польша, ФРГ, США, Япония и др.) имеются фирмы, специализирующиеся на производстве криминалистической техники и комплектного лабораторного оборудования. Нередко они не имеют отечественных аналогов и представляют интерес для наших научно-исследовательских и практических, обычно экспертных, учреждений. Валютные средства на приобретение зарубежной техники правительство выделяет именно центральным правоохранительным органам.

4. Анализ состояния использования технико-криминалистических средств. Государство выделяет огромные средства на оснащение правоохранительных органов технико-криминалистических средств, организацию и функционирование экспертно-криминалистических подразделений. Естественно, что все это должно активно использоваться и существенно влиять на состояние борьбы с преступностью. Поэтому центральные аппараты правоохранительных, органов должны проявлять интерес к данной проблеме, постоянно анализировать состояние использования технических средств и криминалистических методов в этих целях разрабатываются формы отчетности
ниже стоящих служб и органов по использованию технико-криминалистических средств, и проводится анализ полученных данных (как правило, один раз в год). Такой анализ проводится также во время инспекторских проверок и при выезде специально для изучения передового опыта. В последнее время в связи с передачей многих функций из центральных аппаратов местным, формы отчетности по использованию технико-
криминалистических средств весьма существенно сокращены, что сказалась на объеме аналитической работы и на организаторских мерах, разрабатываемых на основе результатов анализа.

5. Организация разработки новых технико-криминалистических средств.

Практика борьбы с преступностью постоянно требует совершенствования технико-криминалистических средств. Поэтому центральные аппараты правоохранительных органов систематически изучают потребности в новых технических средствах научных методиках и организуют их разработку. С этой целью заключаются договора, с профильными научно- исследовательскими институтами и конструкторскими бюро различных ведомств. Многие технические средства и научные методы по поручению центральных аппаратов разрабатываются подведомственными НИИ.

В обязанность центральных аппаратов входит также организация опытной эксплуатации вновь разработанных технических средств и принятие решений о взятии их на вооружение и серийное производство.

6. Организация технико-криминалистической подготовки кадров. Уровень использования технико-криминалистических средств, как уже отмечалось, зависит от подготовленности кадров. С учетом этого центральные аппараты правоохранительных органов этим вопросам постоянно уделяют серьезное внимание. Работа осуществляется по различным направлениям. Прежде всего, проявляется забота о том, чтобы в юридических высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров для правоохранительных органов, на должном уровне было поставлено изучение науки криминалистики.
Именно поэтому центральные аппараты тщательно изучают все проекты планов по криминалистике с точки зрения Отражения в них актуальных вопросов практического использования современных научных достижений и имеющейся на вооружении техники. По предложению центральных правоохранительных органов нередко
происходит их корректировка, что положительно сказывается на уровне технической подготовке обучающихся. Центральные правоохранительные органы проявляют также заботу об оснащении учебных заведений современной криминалистической техникой. В учебных заведениях оборудуются криминалистические полигоны, где отрабатываются практические вопросы применения технико-криминалистических средств при производстве конкретных следственных действий.

Важное место уделяется повышению квалификации следова­телей, работников дознания, экспертов - криминалистов. При разработке планов служебной подготовки, что является функцией центральных аппаратов, в них включаются темы по изучению новой криминалистической техники, а также возможностей, вновь организуемых в криминалистических подразделениях лабораторно-криминалистических учетов.

7. Изучение передового опыта применения технико-криминалистических средств и его распространение. Уровень использования технико-криминалистических средств в органах и службах бывает, не одинаков. Всегда есть такие из них, которые достигают высоких показателей в их применении. Но еще больше имеется таких, где использование технико-криминалистических средств находятся на низком уровне. Поэтому одна из функций центральных правоохранительных, органов - изучение и распространение накопленного в этой области передового опыта.

Передовой опыт выявляется при посещении периферийных подразделений, изучении докладных записок, отчетов, приказов о поощрении за достигнутые успехи и др. путем.

Распространение передового опыта осуществляется путем подготовки обзоров, помещения информации в специализированных изданиях, подготовки соответствующих приказов, внесения изменений в инструкции, организации практических конференций, проведении сборов практических работников непосредственно в том органе или службе, где накоплен передовой опыт.

8. Взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами с целью изучения имеющихся у них на вооружении технико-криминалистических средств и практики их использования.

Взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами - компетенция центральных аппаратов правоохранительных органов. Они принимают представителей зарубежных правоохранительных органов и организуют поездки наших делегаций за рубеж. В состав таких делегаций нередко включаются и представители служб центральных аппаратов, занимающихся организационными вопросами по технико-криминалистическому обеспечению расследования. Результатами таких поездок, является включение в планы мероприятий по приобретению за рубежом приборов и оборудования, внедрение в отечественную практику новых научных методов, применямых зарубежными криминалистами и другими работниками полиции, милиции. Например, в результате такого взаимодействия у нас начали организовываться одорологические лаборатории, создан в Экспертно-криминалистическом центре отдел по реконструкции лица по черепу, была развернута, широкая работа по разработке и внедрению технических средств для обнаружения, изъятия и использования в раскрытии преступлений микрочастиц. Подобных примеров можно было бы привести много.

Б). Содержание организационной работы по технико-криминалистическому обеспечению на уровне республик, краев и областей.

Функции республиканских, краевых, областных аппаратов правоохранительных органов несколько уже по сравнению с функциями центральных аппаратов этих органов. Они не разра­батывают новую технику, не организуют серийное ее производство, не поддерживают необходимые связи с зарубежными правоохранительными органами. Не совпадают их функции и по ряду других направлений. Вместе с этим некоторые их функции имеют сходство, хотя и ограничены рамками республики, края, области.

К компетенции республиканских, краевых и областных правоохранительных органов относятся следующие функции:

1. Разработка и издание руководящих документов по технико- криминалистическому обеспечению, рассчитанных на применение в данной республике, крае, области. При выходе в свет нормативных документов по технико-криминалистическому обеспечению расследования в целях их реализации республиканские, краевые и областные правоохранительные органы разрабатывают и издают собственные нормативные документы, в которых с учетом местной специфики содержатся предписания которых с учетом местной специфики содержатся предписания по реализации полученных из центра, указаний. Например, в приказе министра внутренних дел России предписывается создание условий для более широкого привлечения специалистов - криминалистов к производству следственных действий. В приказе же министра внутренних дел республики, начальника УВД края, области может уже указываться об организации с указанной целью определенного количества криминалистических лабораторий в конкретных органах или об увеличении их штатной численности. Подобные приказы разрабатываются с учетом конкретной опера­тивной обстановки и играют важную роль в системе технико-криминалистического обеспечения расследования.

2. Распределение выделяемых в централизованном поряд­ке технических средств и штатной численности. Как уже отмечалось, производство новых технических средств организуется в централизованном порядке. По мере их изготовления МВД РФ распределяет их по республикам, краям и областям, а последние опять же с учетом конкретной оперативной обстановки делят их между городскими и районными отделами внутренних дел или между службами (следствия, уголовного розыска, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, криминалистическими лабораториями). В таком же порядке распределяется техника, закупаемая за рубежом, а также штатная численность, выделяемая для укрепления экспертно-криминалистических подразделений.

3. Анализ состояний использования технико-кримина­листических средств в масштабе республики, края, области. Такой анализ проводится систематически и по всем подчиненным, органам и службам. Его результаты используются при решении многих организационных вопросов: при распределении поступающей на вооружении техники, определении необходимости создания новых криминалистических лабораторий или укрепления штатной численностью имеющихся, при издании приказов о поощрении работников, достигающих хороших результатов в раскрытии преступления с использованием технико-криминалистических средств, при разработке мер по устранению имеющихся недостатков в использовании техники.

4. Инспектирование районных и городских районных отделов внутренних дел по вопросам использования технико-криминалистических средств. Такое инспектирование, зачастую, носит комплексный характер. Это значит, что инспектируются одновременно все службы отделов внутренних дел: уголовный розыск, следственное подразделение, подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистическая лаборатория. В результате удается получить достаточно полное представление об уровне использования технико-криминалистических средств в данном органе. Обычно после такого комплексного инспектирования намечаются и осуществляются характерные меры по устранению выявленных недостатков.

5. Разработка табеля положенности на технико-кримина­листические средства и представление на его основе в снабженческие организации сведений об их потребности. Центральные аппараты, как отмечалось выше, разрабатывают нормы, в пределах которых органы и службы могут иметь соответствующую технику. На основании этих норм с учетом оперативной обстановки и других особенностей (отдаленности органа от республиканского, краевого, областного центра, наличия надлежащих помещений для хранения техники, штатной численности и пр.) разрабатывается табель положенности криминалистической техники. В нем указывается, какой орган, или служба и в каком количестве могут иметь технические средства. В разработке табеля принимают участие все заинтересованные службы. После его утверждения составляется заявка в снабженческие организации на поставку требуемого количества приборов и оборудования. Табель является также основанием для приобретения, технических средств, которые могут быть закуплены на месте: фотоаппараты, фотоматериалы, видеомагнитофоны и кассеты, источники питания и ряд других.

6.Организация технического обслуживания криминали­стической техники. При производстве следственных действий и экспертных исследованиях применяется немало достаточно сложной техники: фотоаппараты, электронные поисковые приборы, оптические приборы и др. Эта техника требует постоянного ухода, а при выходе из строя - ее ремонта. В этих целях заключаются с местными бытовыми организациями договора на ремонт фототехники, магнитофонов, видеомагнитофонов и др. приборов. При отсутствии на месте необходимых специалистов техника направляется для ремонта на заводы - изготовители.

7.Организация повышения технико-криминалистической подготовки следователей, работников дознания, экспертов-криминалистов.

Выпускники юридических вузов не всегда бывают достаточно подготовлены для самостоятельного квалифицированного применения технико-криминалистических средств. К тому же на вооружение постоянно поступают какие-то новые технические средства и научные методы. Все это требует постоянного осуществления мер по повышению квалификации практи­ческих работников в их применении. Работа в этом плане ведется в следующих формах:

а). Организация краткосрочных сборов. Они проводятся на базе учебных заведений, которые имеются при большинстве МВД, УВД, или на базе экспертно-криминалистических подразделений, имеющих кабинеты криминалистики или криминалистические полигоны. На сборах отрабатываются теоретические вопросы применения техники в расследовании и прививаются навыки практического ее использования. Продолжительность сборов определяется в зависимости от объема отрабатываемых вопросов.

б). Техническая подготовка обязательно предусматривается и в планах служебной подготовки. Планы учитывают специфику работы определенной категории работников. Например, в планах по служебной подготовке следователей больше уделяется внимания "изучению техники, применяемой при производстве следственных действий, и возможностей экспертно-криминалистических подразделений. Применительно к работникам дознания в планах предусматривается тщательное изучение криминалистических учетов и научных методов получения розыскной информации.

Применительно к экспертам - планируется практическое освоение экспертной техники и методик исследования вещественных доказательств.

в). Весьма эффективной формой технической подготовки является одно-двухнедельная стажировка вновь назначенных на должности следователей и работников до знания в экспертно-криминалистических подразделениях. Во время ее прохождения молодые сотрудники подробно знакомятся с деятельностью таких подразделений, их возможностями, получают практические навыки в применении научных методов и технических средств, выезжают вместе со специалистами-криминалистами на места происшествия и наблюдают за их действиями по обнаружению и изъятию следов.

Стимулируют техническую подготовку квалификационные требования следователей, работников дознания и

экспертов, где содержатся конкретные указания, что они должны знать по технике и какие технические средства и методы должны самостоятельно использовать. Хорошее знание техники и умелое ее использование учитывается при служебной аттестации.

 

В). Содержание организационной работы по технико-кримина­листическому обеспечению расследования на уровне районного звена.

Районное звено - это низшее звено правоохранительных органов. Однако именно здесь ведется основная работа по борьбе с преступностью. Следственные и оперативные аппараты районного звена расследуют основную массу регистрируемых преступлений. Естественно, что это, требует хорошей их технической оснащенности и подготовки в применении техники.

Организационная работа по технико-криминалистическому обеспечению расследования в районном звене строится в соответствии с приказами, инструкциями, положениями и другими нормативными документами центральных, республиканских, краевых, областных аппаратов правоохранительных органов и она уводится к следующему:

1. Своевременное представление в республиканские, краевые, областные аппараты заявок на поставку техники в соответствии с табелем положенности и возможностью эффективного ее использования. Правоохранительные органы районного звена, как правило, существенно отличаются друг от друга. Это проявляется в размере обслуживаемой территории, количестве Проживающего на ней населения, оперативной обстановке, штатной численности работников и по другим показателям. По­этому потребность в технико-криминалистических средствах в разных районах различна на степень технической оснащенности влияет и обеспеченность органа служебными помещениями. Некоторые органы из-за отсутствия помещения не могут организовать фотолабораторию, криминалистическую лабораторию, не имеют возможности обеспечить отапливаемую стоянку для передвижной криминалистической лаборатории. Все эти обстоятельства учитываются при оформлении заявок на поставку технико-криминалистических средств. При этом всегда исходят из того, чтобы, во-первых, в органе имелось достаточное количество техники, во-вторых, чтобы не было излишней техники и в- третьих, чтобы имеющаяся техника содержалась в надлежащих условиях Неэффективно использовалась.

2. Организация своевременного получения заявленных технико-криминалистических средств. Поставленная по заявкам техника поступает на склады. Получение ее со склада - это забота руководителя соответствующего органа. Он выделяет для этих целей специального работника и транспортные средства. К сожалению, как показывает практика, поставляемая по заявкам техника нередко многие месяцы не вывозится со склада и в борьбе с преступностью не используется.

3. Организация надлежащего хранения технико-криминалистических средств и обеспечения готовности их для немедленного применения. Многое технические средства, применяемые в расследовании, требуют специальных условий для хранения, например, фото видеоаппаратура требует для своего хранения отапливаемого и чистого помещения, фотоматериалы определенной влажности и низкой температуры. При возникновении вопросов хранения технико-криминалистических средств должны решаться три группы вопросов:

во-первых, чтобы условия их хранения полностью соответствовали положениям инструкции: температурный режим, влажность и др.

во-вторых: условия хранения должны обеспечивать надежную - сохранность технических средств (отдельный шкаф, запирающийся холодильник, отдельное помещение);

в-третьих: доступность технических средств для использования в любое время суток. С учетом этого техника зачастую храниться в дежурных частях, сейфах следователей или отдельных помещениях, ключи от которых в опечатанном виде передаются дежурному по органу.

Любая техника требует постоянного присмотра. Криминалистическая техника в этом отношении не является исключением. Поэтому в каждом органе для технического обслуживания технико-криминалистических средств приказом назначается один из работников, ответственным за технику. В его обязанность включается надлежащее хранение техники, регулярная проверка ее исправности, передача неисправной техники в ремонт, своевременная замена источников питания, пополнение чемоданов для осмотра места происшествия дактилоскопическими пленками, порошками для выявления следов, материалами для изготовления слепков, дактилокартами и другими расходными материалами.

Контроль за сохранностью техники и готовностью к немедленному ее применению осуществляет непосредственно руководитель органа, который должен регулярно проводить необходимую проверку.

4. Организация учета и анализа состояния использования технико-криминалистических средств.

В органах и службах, оснащенных технико-криминалистическими средствами, ведется учет их использования. Учитывается применение только наиболее дорогостоящей техники: чемоданов для осмотра мест происшествий, поисковых приборов, магнитофонов и некоторых других. Учет журнальный. Ведет его руководитель подразделения, например, следственного отделения, отделения уголовного розыска и др. Данные учета используются для анализа состояния использования техники. Анализ проводится как по видам техники, так по конкретным работникам, а нередко и по видам преступле­ний. Очевидно, что ведение такого учета и анализа вынужденная мера, и она продиктована еще слабой эффективностью использования техники. Такой учет станет ненужным, как только использование технико-криминалистических средств станет для следователя и работника дознания таким же привычным, как, например, пользование телефоном.

5. Организация изучения следователями и работниками дознания имеющейся в их распоряжении техники. Такая работа - проводится на всех уровнях технико-криминалистического обеспечения расследования. Но особенно она важна для районного уровня, так как в этом звене работает самое большое количество следователей и работников дознания и, следовательно, их техническая подготовка наиболее существенно сказывается на со­стоянии раскрываемости преступлений. Следует также учитывать, что следователи и оперативные работники других уровней имеют большие возможности в привлечении на помощь для применения технико-криминалистических средств специалистов экспертно-криминалистических подразделений. В районном же звене привлечение на помощь таких специалистов более ограничено.

Организация обучения строится с учетом приказов и планов служебной подготовки, поступающих из вышестоящих правоохранительных органов, а также результатов анализа использования техники в данном подразделении. При этом основное внимание обращается на привитие практических навыков в применении техники, и изучении нормативных документов, регламентирующих ее использование.

Выше названы лишь наиболее важные вопросы организации технико-криминалистического обеспечения. Помимо них на различных уровнях решается много других вопросов, играющих важную роль во внедрении технических средств и научных методов в следственную и оперативно-розыскную работу.

 

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений - это система правовых, научных и организационных мер по разработке, внедрению и практическому использованию технико-криминалистических средств и научных методов в целях успешного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Государство, возложив на правоохранительные органы задачу борьбы с преступностью, предоставило им определенные средства для ее осуществления. Наши правоохранительные органы располагают достаточно большим арсеналом средств. Если при этом учесть масштабы нашей страны, количество следственных органов, оперативных аппаратов и экспертно-криминалистических подразделений, то нетрудно представить, что на их техническое оснащение государство затрачивает многие миллионы рублей. Разумеется эти затраты должны себя оправдывать. Криминалистическая техника должна эффективно влиять на состояние борьбы с преступностью. Вместе с этим, как показывает практика, в вопросах обеспечения правоохранительных органов технико-криминалистическими средствами, внедрения их в практическую деятельность, анализ их использования значительно отстают от предъявляемых требований. Поэтому с нашей точки зрения работа по технико-криминалистическому обеспечению правоохранительных органов должна быть существенно улучшена.