Король.

Национальное Законодательное собрание.

Власть.

Принцип организации – идея разделения властей. По Конституции законодательная власть вверяется Законодательному собранию совместно с королем. Исполнительная – королю. Судебная – исключительно судам. Все власти объявляются представительными.

Однопалатное Национальное собрание. Оно состоит из 745 депутатов. 745 мест будет распределено между 83 департаментами в соответствии с территорией, количеством населения и, наконец, с налогообложением. Цензовое избирательное право. Цензы были высокие. Реально небольшая часть населения получает доступ к выборам. Плохое разделение властей. Нет механизмов взаимосвязи Национального собрания и короля. Король не может распустить Национальное собрание, не может привлечь к ответственности, робкое «вето».

Избиралось на 2 года. Члены собрания не могли преследоваться за выраженные словесно или письменно мысли или за действия, совершенные при выполнении ими обязанностей представителей.

В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность министров отчитываться в расходовании государственных средств. Это делало министров в известной степени зависимыми от законодательной власти. Собрание могло возбуждать дела и привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против общественной безопасности и конституции». Только Законодательное собрание обладало правом законодательной инициативы принятия законов, объявления войны.

По милости нации и Конституции. Конституция закрепляет салический закон как принцип передачи власти по мужской линии. Нет ответственности за свою деятельность. Отношения между Учредительным собранием и королем – сложные. В Конституции – случаи, когда король отрекается от престола и может быть осужден как обычный гражданин. Ответственность при переходе в ранг обычных граждан.

Министры несут перед королем ответственность. Ему принадлежит право «вето». Принятый закон отправляется короля на подпись. Он в течении 1 месяца может наложить на него вето. Но, если обе палаты большинством за этот закон проголосуют – вето преодолено. Король может наложить вето повторно. Только в случае третьего преодоления – закон вступает в действие. Все 3 голосования должны проходить в Национальных собраниях различных созывов. Таким образом, король может затормозить принятие закона минимум на 1 год, максимум – 6 лет. Но это вето не могло применяться к финансовым законам и законам, имеющим конституционное значение.

Он – верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка и спокойствия. Он являлся также главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны. Король единолично назначал и увольнял министров, руководил их действиями. В свою очередь королевские указы требовали обязательной контрассигнации (подписи-скрепы) соответствующего министра, что в известной степени освобождало короля от политической ответственности и перекладывало ее на правительство.