Источники права Средневековой Франции.

По основным источникам права Франция делится рекой Луарой на 2 части. Север – страна неписанного права – кутюмы (локальные местные обычаи). Юг – писаное право – основной источник римское право. Юг Франции – вульгаризированное римское право. При рецепции римского права привносится новое. Производится кодификация римского византийского права. Рецепция римского права – рецепция juris civilis.

Север – кутюм, который передавался из уст в уста, от поколения к поколению. Они носят локальный характер. В XIII веке потребности правосудия заставляют французов приступить к записи кутюмов, развитие судебной деятельности, появление потребности в писаных нормах. Сначала появляются частные сборники. В XIII веке впервые различные сборники кутюмов.

Кутюмы графства Клермон были записаны поэтом и судьей Бомануаром. Он создает известный сборник кутюмов. Во время правления Людовика IX, по его указу, - первый официальный сборник кутюмов – «Учреждение Людовика Святого» (Париж, Орлеан, Анжу, Мэна). Этот сборник был обязателен для применения в судах на территории королевского домена. Был подкреплен авторитетом королевской власти.

Затем в последующие века во Франции будут создаваться иные сборники кутюмов (XIV, XV века). Но процесс создания официальных сборников – связан с процессом объединения, централизации страны.

1454 – король предписывает собрать по всей стране обычаи, применяемые судами. Опросить людей, унифицировать обычаи и представить их в виде законов в Народный парламент, чтобы тот записал, отредактировал, изучил их и представил на утверждение короля.

В результате – созданы сборники 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов. Это кутюмы, получившие силу закона. Теперь адвокатам и судьям было запрещено устанавливать наличие обычаев иным образом, кроме обращения к книгам. Уже не опрашивали в суде «знающих людей», а обращались к закону. Но невозможно записать обычаи на все случаи жизни. Поэтому обязательное условие использование правила – «если какой-то спор невозможно разрешить на основе имеющихся обычаев, присущих данной местности, следует обратиться к кутюмам соседей. Если и у них нет – к кутюмам Парижа. Если и здесь нет – руководство нормами римского права». Кутюмы – локальный характер. Римское право – дополнительно использовали на севере Франции, т.к. оно лишь восполняет пробел кутюмного права.

По мере централизации страны все большую роль стало играть законодательство короля. Королевские акты – ордонансы. Первые – в XII-XIII веке. Затем большую роль в системе источников права. Особо это актуально для эпохи абсолютизма.

В средневековой Франции парламент присвоил себе одну функцию. Король создает ордонанс. Но для его действия – регистрация в суде. Парламент решил не регистрировать ордонансы, если считает их неправильными. Так до 1667 года, когда король запретит парламенту не регистрировать ордонансы. Теперь парламент обязан регистрировать их. Могут давать рекомендации.

В XVII веке – создание сборников ордонансов. Проводятся работы по систематизации действующего права. Во время правления Людовика XIV:

N Ордонанс о гражданском судопроизводстве;

N 1670 – Большой уголовный ордонанс;

N Ордонанс о пользовании водами и лесами (до 1827 года);

N Ордонанс об ипотеках;

N Торговый ордонанс (12 книг);

N Морской ордонанс.

Нет гражданского ордонанса, т.к. XVII столетие – эпоха феодализма. Нужно изменит что-то в системе гражданско-правовых норм. В XVIII веке возникнет идея. Создадут лишь 3 королевских ордонанса:

ü О дарении;

ü О завещаниях;

ü О субституциях;

Несмотря на это право не стало единым для всей Франции. Север – в основе кутюм, юг – римское право. Вольтер писал, что во Франции «меняя лошадей – меняешь и право».