Гипертекст

Впервые идею гипертекста предложил один из основоположников современных информационных технологий, советник президента Рузвельта по науке, Ванневар Буш. В июне 1945 года в журнале «The Atlantic Monthly» была опубликована его статья «As we may think», в которой он обобщил свои взгляды на роль науки в войне и истории общества в целом. Для нас особый интерес представляет та часть статьи, где автор размышляет о формах представления информации. Буш заметил, что архаичность средств хранения информации приводит к тому, что важнейшие результаты оказываются невостребованными. Причина заключается в несовершенстве способа доступа к информации, объём которой постоянно растет. Индексный поиск является искусственной формой, он предполагает, что собранные данные должны быть рассортированы и упорядочены. При этом, спускаясь по строго определенному информационному дереву, мы в конце концов обнаруживаем нужный нам источник информации. Но наше сознание работает совсем не так, оно оперирует ассоциациями. Буш выдвинул проект технической (фотомеханической) системы, обеспечивающей ассоциативное связывание текстов. Эта система так и не была никогда построена, но она позволяла образно представить предлагаемую идею, воплощение которой в наше время назвали гипертекстом. Буш был первым, кто предложил использовать перекрестные ссылки для доступа к информации. Тогда ещё никто не мог предположить, что сегодня практически любая прикладная программа будет использовать элементы гипертекста, по крайней мере, на уровне систем подсказки.

Сам термин «гипертекст» был впервые предложен Тедом Нельсоном в 1965 году, он на протяжении многих лет занимался разработкой КСАНАДУ – так и не внедренного прообраза современной WWW. Первую работающую гипертекстовую систему создал в 1968 году Дуг Энгельбарт. В конце 60-х для одной из первых гипертекстовых систем придумали принципиально новое устройство, без которого мы сейчас вообще не можем обойтись, и концепцию интерфейса, лучше которого не придумали до сих пор. Это устройство – мышь, а концепция – оконный интерфейс. Идеи гипермедиа впервые были предложены и реализованы в системе Intermedia, программе HyperCard – базовом программном средстве Mac OS и одной из первых сред, реализующих концепцию визуального программирования. Обширные работы по созданию гипертекстовых оболочек велись в 60-х и 70-х годах, но расцвет эта технология получила именно с распространением персональных компьютеров. В начале 90-х годов появился Web, одним из “отцом-основателем” которого считают Тима Бернерса-Ли.

Специфика гипертекста по сравнению с другими автоматизированными системами обработки данных состоит в первую очередь в полном отказе от формализации знаний о моделируемом мире. Гипертекст оказывается фактически единственным типом информационных систем, позволяющим отражать смысловые, почти не поддающиеся формальному описанию семантические связи между фрагментами информации и осуществлять на основании этих связей просмотр, анализ информации и создание новых фрагментов.

Основные применения гипертекста, которые имеет в своем распоряжении каждый пользователь ПК, - это гипертекстовая система подсказки и язык гипертекстовой разметки HTML для разработки страниц в WWW. Язык создания гипертекстовых документов HTML оказался весьма простым и удобным средством. На его основе созданы и создаются сотни и тысячи страниц для WWW по всему миру. Открытость этого языка позволяет расширять его новыми функциями.

Расширить возможности HTML в области мультимедиа призвана новая технология HTML+TIME (HTML+Timed Interactive Multimedia Extensions – синхронизированные мультимедийные расширения HTML). Она предложена совместно компаниями Microsoft, Macromedia, Compaq для взаимодействия мультимедийных элементов с остальными элементами Web-страницы. HTML+TIME призвана упростить использование языка SMIL (Synchronized Multimedia Integration Language – язык интеграции синхронизированных мультимедийных компонентов). С помощью SMIL можно синхронизировать проигрывание музыки с прокруткой текстовых блоков и изображений, но полученная при этом презентация может воспроизводиться только с помощью специализированных приложений. HTML+TIME позволит исправить этот недостаток, т.к. разрешает использовать команды синхронизации внутри стандартных тэгов HTML. Следовательно, разработанное на основе этой спецификации приложение может быть проиграно непосредственно в браузере. Таким образов, мультимедиа постепенно становится неотъемлемой частью HTML.