Международный Суд ООН.

Секретариат.

Экономический и социальный совет.

Состоит из 54 государств-членов организации, избираемых ГА на 3 года. Каждый год Совет обновляется на одну треть. По традиции в совет избираются члены Совбеза.

Основные задачи Совета:

1) проведение исследований по вопросам международного развития в экономической, социальной и культурной областях, в сферах здравоохранения и образования.

2) подготовка проектов международных договоров в данных сферах и предоставление рекомендаций другим главным органам ООН по их деятельности в данных сферах.

3) вступление в соглашение со специализированными учреждениями ООН, получение от них регулярных докладов и дача им рекомендаций.

Состоит из генерального секретаря ООН и такого персонала, который может потребоваться для организации. Генсек избирается на 5 лет Генеральной ассамблеей ООН по рекомендации Совбеза с правом переизбрания. В настоящее время генсеком является Пан Ги Мун.

Генсек представляет Генеральной ассамблее ежегодный отчет о работе организации. Он также вправе сообщать Совбезу о любых ситуациях, которые могут представлять собой угрозу международному миру. Генсек представляет организацию в ее отношениях с государствами и другими международными организациями.

Генсек осуществляет комплектацию административного персонала ООН в соответствии со штатами, утверждаемыми Генеральной ассамблеей.

Служащие ООН при исполнении своих обязанностей не имеют права получать указания от какого-либо правительства и должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц.

Штаб-квартира ООН находится в городе Нью-Йорк, США. ООН и США заключили соглашение о статусе штаб-квартиры ООН, в соответствии с которым помещения, занимаемые организацией, изъяты из-под юрисдикции США.

Официальными языками ООН являются английский, французский, испанский, русский и китайский. Нередко официальные переводы делают на арабском, но он не является официальным языком ООН.

МС ООН – главный судебный орган ООН. Он действует на основе Статута МС 1945 года, участниками которого являются все государства-члены ООН. Его местопребывания – город Гаага, Нидерланды.

Суд состоит из 15 членов, причем в его составе не может быть двух и более граждан одного государства. Членами суда могут быть лица, либо удовлетворяющие в их странах требованиям для назначения на высшие судебные должности, либо являющиеся признанными специалистами в области МП.

Для государств, являющихся участниками Гаагской Конвенции 1907 года «О мирном разрешении международных столкновений», право назначения кандидатов в судьи имеют национальные группы постоянной палаты третейского суда.

В государствах, не являющихся участниками Конвенции 1907 года, правительство вправе назначить четырех специалистов по МП специально для выдвижения кандидатур в ICJ. От каждого государства может быть выдвинуто не более четырех кандидатов, при этом не более двух граждан одного государства.

Генсек ООН составляет список всех кандидатов и направляет его в ГА и Совбез. Кандидат считается избранным, если он получил большинство и в ГА, и в Совбезе. При этом при голосовании в Совбезе не учитывается разница между голосами постоянных и непостоянных членов. Судьи избираются на 9 лет, при этом состав суда обновляется на 1/3 каждые три года. Судьи имеют право на переизбрание.

При исполнении своих обязанностей они не могут занимать никаких иных должностей и заниматься иной профессиональной деятельностью. Они пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

Судья может быть отрешен от своей должности только по единогласному решению остальных судей.

Возглавляет суд его председатель, избираемый всеми судьями.

Основными задачами ICJ является:

1) разрешение межгосударственных споров.

2) предоставление консультативных заключений по вопросам МП.

Сторонами разбирательства в ICJ могут быть только государства. При этом суд может рассматривать лишь те дела, все участники которых выразили свое согласие признать юрисдикцию суда. Такое признание может относиться к данному спору, к определенной категории споров или ко всем видам международных споров. Признание может быть безусловным или на условиях взаимности, бессрочным или на определенный срок. Признание юрисдикции ICJ осуществляется либо путем заявления об этом уполномоченных должностных лиц данного государства, либо путем вступления в силу международного соглашения, устанавливающего признание такой юрисдикции.

ICJ по сути – это постоянно действующий арбитраж. Дела там рассматриваются только тогда, когда стороны согласны на это. ICJ – не орган власти в отличии от национальных судов.

Дело в суде начинается путем подачи заявления секретарю суда. Секретарь извещает о полученном заявлении все заинтересованные стороны и других членов ООН при помощи Генсека ООН. Судопроизводство в ICJ состоит из двух стадий: письменной и устной.

Письменная стадия состоит из предоставления сторонами суду меморандумов, контрмеморандумов и ответов на них.

Устная стадия состоит в заслушивании свидетелей, экспертов и представителей сторон.

Официальными языками суда являются английский и французский.

По общему правилу дела рассматриваются общим составом суда, однако по просьбе сторон дела могут рассматриваться и в более узком составе палатами из 3 или 5 судей для ускорения процесса.

Если одна из сторон, участвующих в деле не имеет в составе суда судьи-гражданина своего государства, она вправе назначить для рассмотрения данного дела судью ad hoc. Этот судья пользуется всеми правами судьи ICJ, но только при рассмотрении данного дела.

Решение суда выносится большинством голосов судей, участвующих в слушании. Если голоса разделились поровну, то решающим является голос председательствующего. Решение ICJ окончательно и не подлежит обжалованию. Пересмотр его возможен лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств до истечения 10 лет с момента вынесения решения.

Решения ICJ обязательно для участвующих в споре сторон, однако, статут суда не устанавливает какого-либо механизма по их принудительному исполнению. Заинтересованное государство может обратиться в Совбез ООН, если государство-ответчик не выполняет вынесенное ICJ-ем решение, однако Совбез не обязан предпринимать каких-либо мер для обеспечения принудительного исполнения решений ICJ.