Может быть, различия имеют всего лишь терминологическое значение?

Можно ли сделать вывод, что указанные социальные нормы имели и правовой, и моральный характер?

Можно ли изложенную выше регулятивную систему назвать правом?

Такой была структура регулятивной системы присваивающих обществ, которая

Ритуалы, обряды и другие социальные нормы как бы облегчали жизнь людей, которые затем вошли в повседневность и стали путем подражания передаваться из поколение в поколение.

v и по своему содержанию,

v и в своих элементах

имела совершенно иной тип, чем та, которая возникла в производящей экономике. Это - главное, и это следует подчеркнуть,

А теперь давайте поставим перед собой несколько вопросов:

На этот ключевой вопрос по-разному отвечают различные теоретико-правовые школы. Диапазон взглядов здесь весьма широк

¨ от отрицательного ответа (отечественная теория государства и права)

¨ до положительного (некоторые представители западной политической антропологии).

Имеются и промежуточные позиции, когда первобытную нормативную систему определяют как прототип права и предправо.

Чем же обосновывает свои положения теория государства и права?

В ее концепции утверждается о качественном отличии двух нормативных систем, порожденных разными способами существования человеческого общества.

Но при этом не отрицается некоторая формальная преемственность самих норм присваивающей и производящей экономики:

¨ их свойство,

¨ масштаб поведения,

¨ многократность использования,

¨ неперсонофицированность адресатов,

¨ обязательность,

¨ возможности принудительного исполнения.

Между тем, правила (нормы) поведения в доклассовом, догосударственном обществе, (т.е. при присваивающей экономике) не могут быть отнесены

§ ни к категории правовых,

§ ни к категории моральных норм.

Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А.И. Першица, имеют характер "мононорм", т.е. норм не дифференцированных и не расщепленных на различные нормы социальной регуляции первобытного общества.

Как мы уже знаем это различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ, РЕЛИГИОЗНАЕ НОРМЫ И др.), единых для всех его членов.

Едиными нормы первобытного общества были для всех потому, что общество пока еще не было ДИФФЕРЕНЦИРОВАНО.

Какие-либо слои, группы людей по социальным признакам еще не выделялись.

Эти "мононормы" отличаются:

Ø от права, которое как известно появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме;

Ø и от морали.

В частности, исполнение «мононорм» обеспечивается:

v не только общественным порицанием, что характерно для морали,

v но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.