Может быть, различия имеют всего лишь терминологическое значение?
Можно ли сделать вывод, что указанные социальные нормы имели и правовой, и моральный характер?
Можно ли изложенную выше регулятивную систему назвать правом?
Такой была структура регулятивной системы присваивающих обществ, которая
Ритуалы, обряды и другие социальные нормы как бы облегчали жизнь людей, которые затем вошли в повседневность и стали путем подражания передаваться из поколение в поколение.
v и по своему содержанию,
v и в своих элементах
имела совершенно иной тип, чем та, которая возникла в производящей экономике. Это - главное, и это следует подчеркнуть,
А теперь давайте поставим перед собой несколько вопросов:
На этот ключевой вопрос по-разному отвечают различные теоретико-правовые школы. Диапазон взглядов здесь весьма широк –
¨ от отрицательного ответа (отечественная теория государства и права)
¨ до положительного (некоторые представители западной политической антропологии).
Имеются и промежуточные позиции, когда первобытную нормативную систему определяют как прототип права и предправо.
Чем же обосновывает свои положения теория государства и права?
В ее концепции утверждается о качественном отличии двух нормативных систем, порожденных разными способами существования человеческого общества.
Но при этом не отрицается некоторая формальная преемственность самих норм присваивающей и производящей экономики:
¨ их свойство,
¨ масштаб поведения,
¨ многократность использования,
¨ неперсонофицированность адресатов,
¨ обязательность,
¨ возможности принудительного исполнения.
Между тем, правила (нормы) поведения в доклассовом, догосударственном обществе, (т.е. при присваивающей экономике) не могут быть отнесены
§ ни к категории правовых,
§ ни к категории моральных норм.
Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А.И. Першица, имеют характер "мононорм", т.е. норм не дифференцированных и не расщепленных на различные нормы социальной регуляции первобытного общества.
Как мы уже знаем это различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ, РЕЛИГИОЗНАЕ НОРМЫ И др.), единых для всех его членов.
Едиными нормы первобытного общества были для всех потому, что общество пока еще не было ДИФФЕРЕНЦИРОВАНО.
Какие-либо слои, группы людей по социальным признакам еще не выделялись.
Эти "мононормы" отличаются:
Ø от права, которое как известно появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме;
Ø и от морали.
В частности, исполнение «мононорм» обеспечивается:
v не только общественным порицанием, что характерно для морали,
v но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.