Проблема легитимности власти
Всякая политическая власть в любом обществе вне зависимости от типа политического режима и меры развития демократии нуждается в легитимности, те в социальной поддержке и одобрении собственных деяний широкими народными массами. Общественное признание власти осуществляется через процедуру легитимности, как результат оправдания и положительной оценки гражданами, установившихся в обществе социально-политических отношений. Признание населением власти легитимной в самом общем виде означает совпадение действий власти с ценностными представлениями граждан, с пониманием народом справедливости, правды, права, силы и т.п. Но мировая практика показывает, что власть может обрести легитимность в обществе не только благодаря содержательному совпадению собственной деятельности и принятых в обществе нравственных норм. Легитимность может иметь прагматический или инструментальный характер, оправдывая действие власти с точки зрения суммы благ, которые она способна представить и отдельным гражданам, и социальным группам. Политическая власть, следовательно, может обрести легитимность:
во-первых, в результате эффективной внешне- и внутриполитической деятельности, соответствующей национальным интересам и приоритетам;
во-вторых, путем апелляции к доводам идеологического порядка, абсолютным истинам, общечеловеческим ценностям или национальным обычаям и традициям;
в-третьих, через обращение к утилитарным и прагматическим аргументам, оправдывающим власть с точки зрения ее полезности, обещая гражданам установление порядка, оздоровление экономики, подъем уровня жизни или обуздание олигархов.
Основоположник политической социологии Макс Вебер выделял три разновидности политической власти государственно-организованного общества – традиционную, харизматическую и легальную, полагая, что каждая из них имеет собственную процедуру легитимации.
Традиционная власть - атрибут монархии. Она опирается на незыблемую веру народа в ее вечный и священный характер. В рамках монархии политическая власть складывается из двух компонентов:
1) правитель, как лицо, получающее власть по наследству по праву первородства, не связан с традиционными началами власти и ограничен в своих действиях лишь собственным пониманием справедливости (вспомните сказочное: «казнить нельзя помиловать»);
2) практика управления в своих проявлениях опирается на традицию и ограничена традицией.
Решения правителя здесь считается правомочными, если они соответствуют сложившимся в обществе традициям и историческим прецедентам, соблюдение которых препятствует произволу. Массы могут отказать власти в легитимности, если правитель грубо нарушит традицию. (Английское королевство в 1649 году, Франция в 1793 году и Российская империя в 1918 году, отказав нарушившему традицию монарху в легитимности, применили к правителю высшую форму социальной защиты).
Харизматической властью М. Вебер называл систему, базирующуюся на легитимности особого типа, исходящей из признания народом исключительных сверхестественных качеств личности правителя, позволяющих ему осуществлять в обществе миссию вождя, пророка или эффективного реформатора.
Харизматическим лидером может быть и наследственный монарх, и демократически избранный президент или премьер-министр, и тоталитарный диктатор, и лидер политической оппозиции, и писатель – любой, кто способен в своей обыденной практике регулярно подтверждать свою харизму (греч. божья милость, благодать, божественный дар).
В истории России несомненными харизматическими лидерами были Иван IY Грозный, Петр I Великий, В.И. Ленин, товарищ Сталин, М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин в начале политической карьеры. Несомненной харизматичностью народ наделяет и В.В. Путина.
Харизматическая легитимность лидера власти, как показывает историческая практика, обычно возникает в периоды революций, гражданских войн, системных кризисов и иных социальных потрясений. Власть такого типа необходима для консолидации здоровых национальных сил в борьбе за преодоление кризиса. Выполняя историческую миссию, харизматический лидер, опираясь на «дар божий» и поддержку народа, стремится подорвать традиционные устои и утвердить в обществе новые политические и экономические отношения.
Харизматическая власть основана исключительно на безграничной вере в особые качества национального лидера и поэтому она носит временный характер и не передается по наследству (единственное исключение КНДР: лидер Северной Кореи Ким Ир Сен передал власть и харизму сыну Ким Чен Иру). Выполнив историческую миссию харазматический лидер уходит.
Легальная власть складывается в обществе в момент установления общеобязательных для всех без исключения политических норм, регламентирующих основы социального управления.
Наиболее развитой формой легальной власти М.Вебер видел рациональное государство, в котором властные отношения легитимируются нормами права (как образец социолог рассматривал политический режим современной ему Германской империи). Основным правовым актом здесь выступает национальная конституция, устанавливающая общеобязательные для всех граждан образцы и нормы социального и политического поведения. Правовые нормы рационального государства обязаны соблюдать все граждане, включая высших должностных лиц. (За нарушение закона в августе 1974 года был подвергнут импичменту популярный президент США Ричард Никсон, завершивший войну во Вьетнаме: «Уотергейтское дело»). Законы в рациональном государстве создают и принимают профессиональные политики. Бюрократический аппарат осуществляет исполнение закона. Рациональное государство Макса Вебера в условиях гражданского общества трансформируется в правовое.
Структура легальной власти включает следующие существенные элементы:
1) право как совокупность принципов, регулирующих все сферы жизнедеятельности общества;
2) социальное управление как процесс применения права;
3) элита как субъект власти, деятельность которого регламентируется и ограничивается нормами права;
4) бюрократия как субъект управления, чьи функции также регламентированы правовыми нормами;
5) народные массы – граждане, подчиняющиеся не чиновникам управленческого аппарата, а существующим в обществе нормам права.
Эффективность социального управления в системе легальной власти во многом зависит от меры контроля за действиями бюрократии со стороны законодательных органов и институтов гражданского общества. Ослабление этого контроля выводит бюрократический аппарат из правового поля, создавая для него возможность решать административным путем любые социальные и политические вопросы (возникает «телефонное» право и широко применяется «административный» ресурс).
Основанием легитимности легальной власти гражданского общества. таким образом, выступает безусловное соблюдение закона всеми ее ветвями, институтами и должностными лицами, что утверждает законной и легальную власть как таковую, и любые ее действия в глазах граждан, выступающих объектом управленческого воздействия.
Легальная власть – институт, чье сущностное содержание изменяется исторически в соответствии с изменением уровня социально-экономического развития общества. Наиболее надежным ее источником является тщательный учет интересов и потребностей объекта власти, т.е. народа – граждан, и согласование этих потребностей и интересов с потенциальными возможностями конкретного общества.
В процессе социального развития человечество выступило творцом нескольких сущностно различных типов легитимности власти, имеющих самостоятельные основания и источники легитимации:
1) традиционно-наследственная (монархическая) легитимность, источником которой служит право на престол в результате первородства;
2) харизматическая легитимность, основанная на вере народа в сверхчеловеческие качества национального лидера;
3) либерально-демократическая или конституционалистская легитимность, имеющая в основании свободное волеизлияние граждан в процессе избрания законодательной, исполнительной и судебной власти, формируемой как результат исполнения предусмотренных законом конституционных процедур;
4) прагматическая легитимность базируется на признании гражданами способности власти вывести общество из состояния кризиса и навести порядок;
5) националистическая или этнократическая легитимность выраженная в формировании всех ветвей власти по этническому принципу вне зависимости от образовательного, квалификационного или нравственного облика претендентов.
Легитимность власти как социально-политическое явление имеет несколько уровней объективации:
1) юридический – позволяет соотнести действия власти с существующим законодательством (действие соответствует закону, следовательно, власть легитимна);
2) идеологический – позволяет оценить власть с точки зрения соответствия национальной идее (действия власти соответствуют национальным обычаям, традиции, идеалам чести и достоинства, следовательно, она легитимна);
3) моральный – в своих действиях власть должна соответствовать установившимся в обществе критериям морали;
4) структурный – атрибут режима устойчивой демократии (гражданского общества), имеющий стержнем убежденность граждан в правомочности политической системы;
5) персонализированный – имеет в основе одобрение народом действий верховного носителя власти (гаранта конституции), чьи усилия соответствуют личному идеалу, выбору и симпатиям граждан.
Для обретения властью легитимности огромное значение имеют персональные качества личности политического лидера. От его интеллекта, энергии, деловитости и культуры нередко зависит успех внутренней и внешней политики.
Проблема утверждения легитимности власти – постоянный фактор социальной политики. Способы и средства решения этого вопроса во многом влияют на прочность государства, направления и темпы развития общества.
Вопросы по теме
1. Определите основания приоритетной роли политической власти в государственно организованном обществе.
2. Какие виды политической власти создало человечество в ходе исторического развития?
3. Почему Макс Вебер называл рациональное государство высшей формой демократии?
4. Почему всякая власть нуждается в легитимности?
5. Почему харизматическая легитимность не передается по наследству?
6. Какой тип легитимности власти утвердился в современной России?
7. Почему бюрократия в структуре легальной власти вынуждена подчиниться закону?
Список рефератов
1. Суверенитет политической власти в государственно организованном обществе.
2. Историческая традиция деления легальной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Представительная власть в гражданском обществе.
4. Проблема легитимности власти в трудах Макса Вебера.
5. Основания харизматической власти.
6. Харизматические режимы в истории России: общее и особенное.
7. Полиархия гражданского общества как источник легитимности власти.
8. Основания легитимности власти в современной России.
9. Национальный менталитет и его роль в легитимации легальной власти.
10. Легитимность власти современных традиционных и конституционных монархий.