Методы и подходы к выбору идеи.

Выработать новую идею не так-то просто, хотя существуют специальные методы, помогающие не только выработать, но и оценить новые идеи. В практике организации предпринимательской деятельности наиболее распространены следующие методы:

– целевые обсуждения,

– метод «мозговой атаки»,

– инвентаризация «слабых мест»,

– методы творческого решения проблем.

Целевые обсуждения как метод выработки новых идей впервые начали применять в начале 50-х годов. Метод заключается в проведении совещания в виде открытой дискуссии. При этом ведущий дискуссию в прямой или косвенной форме нацеливает собравшихся на обсуждение определенной области, в которой ведется поиск новой идеи, также оценивается перспективность возможных идей предпринимательской деятельности и концепции.

Метод «мозговой атаки» основан на побуждении творческой инициативности человека путем участия в дискуссии с элементами игры. Предприниматель собирает группу людей, желающих принять участие в выработке и обсуждении новых идей. При использовании данного метода необходимо строго придерживаться следующих четырех правил:

1. Никаких критических замечаний – авторы идей не должны быть стеснены в высказываниях.

2. Следует всячески поощрять свободный полет мысли – чем экстравагантнее идеи, тем лучше.

3. Идей должно быть высказано как можно больше – чем больше идей, тем больше вероятность, что среди них попадется нечто дельное.

4. Желательно, чтобы участники обсуждения подхватывали идеи, высказанные другими, строили их комбинации, развивали их.

Метод «мозговой атаки» должен содержать элементы игры, а не напоминать деловое совещание.

Обсуждение списка «слабых мест» – еще один метод выработки новых идей, который аналогичен методу целевых обсуждений. Различие в том, что, в одном случае, участники сами предлагают новые идеи, а в другом случае им предлагают заранее составленный список возможных «слабых мест». Применяется для отбора наиболее эффективных товаров, удовлетворяющих потребителя, что гораздо легче, чем придумать совершенно новый товар. Этот метод также применяется для оценки перспективности уже имеющихся идей новых товаров.

Целесообразно результаты анализа «слабых мест» использовать для предварительного отбора идеи, а затем проводить более глубокое исследование рынка сбыта, чтобы выявить истинное отношение к новым товарам потребителя.

Применение методов творческого решения проблем является необходимым условием для удачного предпринимательства. Характеристика этих методов представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Методы творческого решения проблем

Название метода Краткая характеристика
1. Метод «мозговой атаки» Представляет собой неструктурированный процесс генерирования возможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками – работниками разных профессий; участники не должны критиковать друг друга или высказывать какие-либо отрицательные оценки.
2. «Мозго-вая атака наоборот» Также как первый метод, но при этом разрешается высказывать критические замечания с целью выявления недостатков предлагаемых идей и разработки путей их устранения
3. Метод синектического познания Процесс, заставляющий участников использовать для решения проблемы один из четырех механизмов аналогий: личностный, прямой, символический и фантазийный
4. Метод Гордона Участники заранее не знают сути проблемы, которая будет обсуждаться: излагается общая концепция, участники высказывают свои идеи по поводу услышанного; исходная концепция уточняется и вскрывается проблема, по которой участники высказывают совершенно конкретные предложения.
5. Метод вопросника Новые идеи вырабатываются на основе составленного списка вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Вопросник составляется в произвольной форме, вопросы должны быть универсальны
6. Метод вмененных связей Позволяет дезагреривать обдумываемую проблему, выявить входящие в нее элементы, заново переосмыслить, перекомпоновать и на основе новой комбинации построить новую концепцию или идею
7. Эвристи-ческий метод Основан на логических рассуждениях, интуиции и прошлом опыте; применяется в условиях ограниченности или неполноты информации, когда о результатах можно только догадываться, но с уверенностью судить нельзя
8. Список атрибутов Предполагает составление списка составляющих исследуемого объекта или проблемы, изучение каждой из них с разных точек зрения; устанавливаются связи между понятиями, и создается новая комбинация понятий, описывающих новое решение
9. Парамет-рический анализ Включает два этапа: идентификацию параметров и творческий синтез; первый этап включает анализ всех переменных, описывающих ситуацию; оценку их значимости и выбор важнейших; второй этап связан с изучением взаимосвязей между параметрами, характеризующими изучаемый объект
10. Матрич-ный метод Основан на структуризации проблемы путем построения матрицы: столбцы – обсуждаемые варианты товаров, а строки – рыночные атрибуты этих товаров, записанные в виде конкретных вопросов; ответы заносятся в соответствующие клетки матрицы