Причины смуты.

Русская культура в XIV-XVI вв.

В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв. отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности. Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь, хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. — казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-царя. Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томные «Великие Четьи-Минеи». В конце XV—XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол». В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордынского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). В 1367 г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV — начале XVI в. ставятся новые красно-кирпичные стены и башни. За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555—1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.

Первая причина - династический кризис. После смерти Федора Ивановича в 1590 году династия Рюриковичей прерывается. Поэтому в 1598 году созывается земский собор, на котором обсуждали вопрос об избрании нового царя. Было два претендента: Борис Годунов и Романова, Федор Никитич Романов. Судьбу Годунова престола решил патриарх Гермогент, который заявил, что если не будет избран Борис Годунов, то прекратится служба во всех церквях. Раньше царь был дан богом, он был наместником бога на Земле, теперь царь был избираем, он обычный человек. Все беды, которые обрушились на Россию, воспринимались как гнев божий. И если раньше монарх был неприкосновенен, то теперь представление о нем изменяются. Так во время соляного бунта, толпа кинулась на монарха и оторвала ему рукав (Романов). Династический кризис был катализатором смуты, но он не был определяющей причиной. Главную роль сыграли: разорение в ходе опричнины, ливонская война, налоги, а так же природные катаклизмы в начале 17 века (экономическая ситуация). Хозяйственный упадок прогрессирует во время природных катаклизмов. В 1600 году Москва река замерзает очень рано, поэтому урожай не убрали, а следующий год был засушливым. Урожай не собирали, значит сеять нечего. Начинается массовый голод, доходящий до людоедства. Тогда Борис Годунов распоряжается выдавать голодающим хлеб из государственных запасов. Т.к. хлеб выдавался в городах, то в города хлынули толпы голодающих. Начинаются эпидемии. Усиливается недовольство населения, возмутились горожане. Также при Борисе Годунове усиливается крепостная зависимость: он вводит урочные лета - пятилетний сыск сбежавших крестьян. Третья причина имела внешнеполитический характер. Ослабление Московского государства позволяет агрессивным соседям надеяться на захват русских территорий, провоцируется интервенция