Законодательный процесс и другие парламентские процедуры

Каждая функция Верховной Рады (законодательная, контрольная, учредительная и другие) имеет свой порядок осуществления или свои особенности. Реализация этих функций или отдельных действий Верховной Рады и ее органов, как правило, называется процедурами, или процессом. Соответственно различают законодательную процедуру, формирование органов государственной власти (учредительную процедуру), процедуру парламентского контроля, бюджетную и другие специальные процедуры.

Законодательный процесс — это урегулированная Конституцией Украины, Регламентом Верховной Рады и другими законами Украины деятельность парламента по подготовке, рассмотрению и принятию законов и их преданию огласке.

Главным видом парламентских процедур является законодательная процедура (законодательный процесс). Она являет собой предусмотрен Конституцией и законами Украины порядок осуществления законодательной функции и реализации законодательных полномочий. Законодательная процедура является сложной и многогранной. Она разделяется на виды и стадии. Основными видами законодательного процесса (законодательной процедуры) является конституционный процесс и обычный законодательный процесс. Конституционный процесс (конституционная процедура) являет собой порядок внесения изменений к Конституции (в соответствии со статьями 154—159). Обычный законодательный процесс (законодательная процедура) — порядок принятия, изменения, отмены законов или приостановки их действия .

Законодательная процедура состоит из ряда процедур (стадий). Это проявление законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, принятия закона, его подписания и предания огласке (опубликование). Каждая из таких основных стадий в свою очередь разделяется на отдельные этапы, стадии, среди которых различают, в частности относительно первой стадии: разработку проектов законов; внесение и отозвание законодательных предложений, законопроектов, поправок; рассмотрение законодательных предложений, законопроектов, поправок в комитетах, временных специальных комиссиях; относительно второй и третьей стадий законодательного процесса (рассмотрение законопроектов и принятие законов) различают рассмотрение законопроектов в трех чтениях и тому подобное. Заключительная стадия законодательного процесса включает процедуру подписания законов, опубликования и введения их в действие и тому подобное.

Подготовка законопроекта и внесение его в Верховную Раду. Согласно Регламенту Верховной Рады разработка проектов законов осуществляется за правом, определенным законом, по поручению Верховной Рады, на заказ на договорной основе, а также в инициативном порядке. Верховная Рада может поручить разработку проекта закона комитета или временной специальной комиссии Верховной Рады, а также Кабинету Министров. Разработка законопроекта о Государственном бюджете является обязанностью Кабинета Министров Украины, предусмотренной Конституцией Украины (п. 6 ст. 116), и осуществляется им за правом. В инициативном порядке законопроекты имеют право разрабатывать граждане и юридические лица.

Законодательная инициатива — это официальное внесение в Верховную Раду уполномоченным субъектом законопроекта или законодательного предложения.

Законопроект и законодательное предложение — две основных формы реализации права законодательной инициативы. При этом под законопроектом понимается текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами и тому подобное), а под законодательным предложением — идея или концепция будущего закона. Регламент Верховной Рады предусматривает возможность применения еще и такой формы, как поправка. Поправкой считается предложение к другому предложению, которое дополняет, изменяет или отменяет часть основного предложения. Законопроекты и законодательные предложения, которые вносятся на имя Верховной Рады, регистрируются в Аппарате Верховной Рады. Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины согласно ст. 93 Конституции Украины имеют: Президент Украины; народные депутаты Украины; Кабинет Министров Украины; Национальный банк Украины. Этот перечень субъектов права законодательной инициативы исчерпывает. Это значит, что любое другое лицо или орган могут в инициативном порядке разрабатывать законопроекты или законодательные предложения, но вносятся они в Верховную Раду лишь определенными Конституцией Украины субъектами права законодательной инициативы. Наличие у субъекта права законодательной инициативы значит, что Верховная Рада обязана рассмотреть внесенный им законопроект или законодательное предложение.

Конституция Украины существенно ограничивает круг субъектов права законодательной инициативы при пересмотре Конституции и внесении в нее изменений и дополнений. Да, законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины может быть подан в Верховную Раду Украины только Президентом Украины или не менее как третью народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады.

Лицо, которое имеет право законодательной инициативы или представляет орган, который имеет право законодательной инициативы, вносит на имя Верховной Рады законодательные предложения, законопроекты, поправки (документы законодательной инициативы) в письменной форме за своей подписью. Законодательные предложения и проекты законов вносятся вместе с сопроводительной запиской, которая должна содержать обоснование необходимости их разработки или принятия, а также характеристику целей, заданий и основных положений будущих законов, указание на их место в системе действующего законодательства, ожидаемые социально-экономические и другие последствия их приложения. В случае внесения законодательного предложения, законопроекта или поправки, реализация которых нуждается в материальных или других расходов за счет государственного или местных бюджетов, добавляются их финансово-экономическое обоснование и предложения относительно покрытия этих расходов.

Верховная Рада рассматривает законопроекты на пленарных заседаниях. Рассмотрение и принятие законопроекта (закону) включает и одобрение основных положений в основном, обсуждение и одобрение постатейно и в целом (рассмотрение в трех чтениях). Количество повторных чтений законопроекта не ограничивается. При первом чтении законопроекта Верховная Рада заслушивает доклад его инициатора, содоклада инициаторов внесения каждого альтернативного законопроекта (если такие есть) в порядке их поступления, содоклад главного парламентского комитета, заслушивает ответу на вопрос, обсуждает основные положения законопроекта и его структуру (части, разделы, главы, полноту и последовательность их изложения), заслушивает предложения и замечания относительно них, рассматривает предложения об опубликовании законопроекта для народного обсуждения, рассматривает проект закона о внесении изменений или дополнений в действующие законы, другие проекты решений Верховной Рады, внесенные инициатором.

Основным в рассмотрении законопроекта является его второе чтение. Законопроект ко второму чтению подается в виде сравнительной таблицы, которая содержит: законопроект, принятый в первом чтении за основу; все внесены и не отозваны в установленном порядке предложению, поправки с указанием инициаторов их внесения; текст предложен главным комитетом в окончательной редакции. Во время второго чтения народные депутаты на пленарном заседании Верховной Рады проводят постатейное обсуждение законопроекта и осуществляют постатейное голосование. За результатами второго чтения законопроекта Верховная Рада после сокращенного обсуждения может принять решение о: принятие законопроекта во втором чтении, подготовку его к третьему чтению; отклонение законопроекта; возвращение законопроекта на доработку со следующим представлением его на повторное второе чтение; опубликование для народного обсуждения законопроекта в редакции, принятой в первом или втором чтении, доработка с учетом последствий обсуждения и повторное представление его на второе чтение; возвращение законопроекта на доработку со следующим представлением его на третье чтение.

Законопроект, подготовленный к третьему чтению, выводы соответствующих комитетов и другие материалы распространяются среди депутатов не пізніш как за два, а связанные с Конституцией — за четыре дня до его рассмотрения на заседании Верховной Рады.

Во время третьего чтения Верховная Рада обсуждает законопроект вместе с другими документами в такой последовательности: окончание постатейного голосования относительно всех статей законопроекта, если оно не было до конца осуществлено во время второго чтения; принятие постановления об одобрении внесенном Кабинетом Министров плана организационных, кадровых, материально-технических, финансовых, информационных мероприятий для внедрения закона в жизнь; принятие законопроектов о внесении изменений, дополнений в действующие законы; голосование относительно частей законопроекта; принятие законопроекта в целом; принятие в целом проекта закона или постановления о порядке введения принятого закона в действие. За результатами третьего чтения законопроекта Верховная Рада может принять решение о: принятие закона в целом; отклонение законопроекта; возвращение законопроекта на доработку со следующим его представлением на повторное третье чтение; отложение голосования относительно законопроекта в целом до принятия других решений; одобрение текста законопроекта в целом и вынесение его текста на всеукраинский референдум, если законопроект касается вопроса, отмеченного в ст. 73 Конституции (об изменении территории Украины).

Тексты закона и других законодательных актов, принятых Верховной Радой, оформляются Аппаратом Верховной Рады и в пятидневный срок подписываются Председателем Верховной Рады, после чего закон безотлагательно посылается на подпись Президенту, который подписывает закон, беря его к выполнению. Закон, переданный Президенту, должен быть подписан им в течение 15 дней со дня получения и официально обнародованный. Он вступает в силу через 10 дней со дня его официального предания огласке, если другое не предусмотрено самим законом, но не раньше дня его опубликования (ст. 94 Конституции Украины).

К основным парламентским процедурам принадлежит также процедура (процедуры) формирования органов государственной власти, то есть учредительная процедура. Она охватывает собой процедуры предоставления согласия и назначения Президентом Премьер-министра, принятия резолюции недоверия Кабинету Министров; назначение судей Конституционного Суда; избрание судей бессрочно; предоставление согласия на назначение Президентом на должность Генерального прокурора, высказывания недоверия Генеральному прокурору; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады по правам человека; назначение на должности и освобождение из должностей председателя и членов Счетной палаты, Председателя Национального банка и членов Совета Национального банка; назначение членов Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; назначение на должность и прекращение полномочий членов Центральной избирательной комиссии; предоставление согласия относительно назначения на должности и освобождения из должностей Президентом Украины председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины.

Приоритетной учредительной процедурой является предоставление согласия на назначение Президентом Премьер-министра. Она предусматривает письменное обращение Президента в Верховную Раду о предоставлении согласия на назначение им Премьер-министра. Одновременно с письменным представлением подается ряд информационных материалов: сведения об образовании, профессии, принадлежности к политической партии, автобиография, декларация о доходах, выписка из трудовой книжки о трудовой деятельности и тому подобное. Перед внесением на рассмотрение кандидатуры Премьер-министра она обсуждается в соответствующих комитетах парламента и в депутатских фракциях, группах. Во время рассмотрения кандидатуры Премьер-министра Украины в заседании Верховной Рады принимает участие Президент Украины. Кандидат на должность Премьер-министра выступает с докладом об основных направлениях будущей деятельности Кабинета Министров, отвечает на вопрос народных депутатов. В обсуждении кандидатуры могут принимать участие только народные депутаты.

Предоставление согласия на назначение Президентом предложенного им кандидата на должность Премьер-министра осуществляется на пленарном заседании Верховной Рады тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Результаты голосования относительно согласия на его назначение оформляются постановлением Верховной Рады Украины.

Важной парламентской процедурой является процедура осуществления парламентского контроля. Верховная Рада в соответствии со своими полномочиями непосредственно или через свои органы осуществляет парламентский контроль за обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Украины, сдержкой законов и других актов, за выполнением общегосударственных программ и бюджета, деятельностью органов, а также должностные лица, которых она избирает, назначает или утверждает. Она рассматривает вопрос о сдержке Конституции и законов Украины по собственной инициативе или по предоставлению комитетов и временных комиссий Верховной Рады, народных депутатов Украины. Парламент рассматривает программу деятельности Кабинета Министров на период его и своих полномочий, которая подается на рассмотрение Верховной Раде в месячный срок после его образования. За результатами рассмотрения программы деятельности Кабинета Министров принимается соответствующее постановление.

Верховная Рада осуществляет контроль также за выполнением общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды как непосредственно, заслушивая докладу Кабинета Министров по этим вопросам, так и через комитеты Верховной Рады в соответствии с их компетенцией. Кабинет Министров одновременно с отчетом о выполнении Государственного бюджета Украины должен подавать на рассмотрение Верховной Рады доклады о ходе и результатах выполнения утвержденных ею программ.

Одной из важнейших контрольных процедур есть заслушивание отчета Кабинета Министров. Верховная Рада один раз на год рассматривает отчет Кабинета Министров о ходе и результатах выполнения одобренной им программы деятельности. Ежегодный отчет Кабинета Министров о его деятельности подается в 45-дневной срок по окончании календарного года не позднее как за 15 дней до рассмотрения на заседании Верховной Рады. Он передается комитетам Верховной Рады, а также распространяется среди депутатов. Отчет о работе Кабинета Министров на заседании делает Премьер-министр или в случае его отсутствия — первый вице-премьер-министр. После заслушивания отчета Кабинета Министров и содокладов комитетов Верховной Рады происходит его обсуждение. По итогам обсуждения отчета Верховная Рада принимает соответствующее постановление. В случаях, когда деятельность Кабинета Министров будет признана неудовлетворительной, Верховная Рада может принять резолюцию недоверия Кабинету Министров в целом, что предопределяет его отставку.

Контрольная деятельность Верховной Рады распространяется и на ряд других государственных органов и должностных лиц.

Парламент рассматривает отчеты Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Фонда государственного имущества и других органов и должностных лиц, которые избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой, кроме органов судебной власти и судей. Ежегодные письменные отчеты этих органов и должностных лиц подаются в Верховную Раду в течение месяца по окончании календарного года и распространяются среди депутатов. В случае необходимости их рассмотрения на заседании Верховной Рады соответствующие вопросы включаются в повестку дня сессии.

Важными формами парламентского контроля являются депутатские запросы как официальные обращения на сессии Верховной Рады к органам Верховной Рады, Кабинета Министров, руководства других органов государственной власти и местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и форм собственности.

Рядом с основными процедурами деятельности Верховной Рады — законодательной, учредительной и контрольной — в парламенте Украины должны действовать и специальные процедуры, то есть специальный порядок рассмотрения отдельных вопросов. В частности, за специальными процедурами происходит заслушивание Верховной Радой ежегодных и внеочередных посланий Президента; утверждение Государственного бюджета Украины и контроль за его выполнением; рассмотрение внешнеполитических вопросов. За специальными процедурами должны рассматриваться такие вопросы: о внесении изменений в Конституцию; осуществление полномочий относительно Автономной Республики Крым; обращение граждан о порядке досрочного прекращения полномочий народного депутата; о введении военного или чрезвычайного состояния в Украине или отдельных ее местностях, об объявлении состояния войны, об общей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; устранение Президента с поста в порядке особенной процедуры (импичменту); о согласии на привлечение к криминальной ответственности, задержании или аресте народного депутата, задержания или аресте судьи, судьи Конституционного Суда и тому подобное.

Существенное совершенствование общего порядка работы Верховной Рады и порядка осуществления отдельных функций (процедур) и рассмотрения и решения отдельных вопросов должно осуществляться в процессе принятия в ближайшее время ряда новых парламентских законов, в частности закону о регламенте Верховной Рады, обновления законов о комитетах Верховной Рады, о статусе народного депутата Украины и ряда других законодательных актов, а также в процессе осуществления комплекса организационных мероприятий.