Патология как наука.

Лекция №1.

Лекция 76 Болезни эндокринной системы. Заболевания щитовидной железы

Сахарный диабет

Лекция 75 Болезни эндокринной системы.

Лекция 74 Детские инфекции. Корь

Лекция 73 Детские инфекции. Дифтерия

Лекция 72 Детские инфекции. Скарлатина

Лекция 71 Чума и сибирская язва

Лекция 70 Эпидемический сыпной тиф и туляремия

Лекция 69 Острые респираторные заболевания

1. Определение острых респираторно-вирусных заболеваний

2. Этиология и патогенез

3. Паталогическая анатомия

4. Осложнения

1. Эпидемический сыпной тиф

2. Туляремия

1.Чума

2. Сибирская язва

1. Определение скарлатины. Этиология и патогенез

2. Патогенетическая анатомия

1. Определение дифтерии. Этиология и патогенез

2. Патологическая анатомия

1. Определение. Этиология

и патогенез

2. Патологическая анатомия

1. Определение. Классификация

2. Паталогическая анатомия. Осложнения

1. Определение зоба. Классификация

2. Зоб Хашимото, зоб Риделя

 

 

Патология – наука о причинах и условиях возникновения болезней, о закономерностях и механизмах развития, течении и исходе болезни. Эта дисциплина изучает самые общие закономерности отклонения от нормы, а также частные нарушения.

В патологии выделяют следующие разделы: общая нозология, учение о типических патологических процессах и частная патология (патология органов и систем).

Задачи патологии:

1. Научная – изучение причин и условий возникновения различных болезней, механизмов развития, изучение защитных и разрушительных механизмов, а также разработка и обоснование мер лечения и профилактики заболеваний.

2. Учебная – помочь специалисту овладеть экспериментальным методом, научить правильно понимать данные обследования у больного.

3. Философская – обеспечение теоретического обобщения клинических и теоретических исследований.

Основной метод патологии – экспериментальный, т.е. спровоцированное наблюдение, которое создает упрощенные комбинации явлений и позволяет истинные связи между ними.

Требования к эксперименту:

· Выдвижение гипотезы – гипотеза определяет цель эксперимента и дает право на эксперимент;

· Проверка правильности гипотезы;

· Правильная оценка результатов.

Основные элементы постановки эксперимента:

1. Выбор животного;

2. Выбор формы эксперимента (острый или хронический);

3. Подбор приборов;

4. Постановка контрольных опытов.

Здесь стоит указать, что острый эксперимент – это аналитический метод, а хронический эксперимент – аналитико-синтетический метод. Контрольный опыт должен отличатся от основного только одним условием.

Методы воспроизведения патологического процесса:

1. исключение (например, органа);

2. включение или нагрузка;

3. раздражение;

4. парабиоз (сшивание 2-х животных в одно и др.);

5. метод изолирования органов;

6. метод тканевых культур;

7. метод сравнительного эксперимента (постановка опытов на животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития).

Требования к моделированию:

- адекватность целям и задачам;

- возможность экстраполяции данных (переноса результатов на человека).

Основные методы изучения экспериментальной модели:

· наблюдение;

· функциональные методы;

· морфологические методы;

· биохимические методы;

· иммунологические методы;

· физические методы.

Основные этапы:

1. клиническое наблюдение;

2. экспериментальное изучение сущности заболевания;

3. разработка методов терапии и профилактики;

4. клиническая апробация.

Особенности современной патологии:

1. переход на молекулярный уровень;

2. широкое использование биохимии;

3. применение сложных приборов;

4. максимальное приближение к клинике.

Основные принципы отечественной патофизиологической физиологии:

· принцип целостности организма

· принцип нервизма (признание ведущей роли нервной системы в регуляции организма);

· эволюционный подход.