Международный терроризм

В современном МП нет общепризнанного понятия терроризму.

Основанная проблема при установлении состава терроризма – решение вопроса о том, имеет ли терроризм политический мотив, или нет.

· Европейская конвенция о пресечении терроризма, 1977г.

· Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988г.

· Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970г. и некоторые другие международные документы

В этих документах указывается свое определение терроризма, политический мотив в них, как правило, не указывается, отсутствует.

5. Пиратств

Общепризнанного определения понятию пиратства в МП не существует.

Ряд международных документов, в которых упоминается необходимость сотрудничества государств по борьбе с актами, направленными против безопасности морского судоходства, но, единого определения не существует.

Понятие «пиратство» употребляется в таких документах, как:

· Конвенция ООН об открытом море, 1958г.

· Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974г.

· Конвенция ООН по морскому праву, 1982г.

· Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений, 2004г.

 

 

=4=

 

Сотрудничество государств осуществляется в 2 формах:

  1. организационно-правовая – выражается в создании международных органов, осуществляющих деятельность в области борьбы с преступностью
  2. нормативно-правовая – выражается в разработке и принятии нпа, регулирующих сотрудничество государств по борьбе с преступностью

В рамках реализации 1 созданы ИНТЕРПОЛ, ЕВРОПОЛ и др. органы, рассматривающие дела ФЛ, сопряженные с МП.

2– выражается в заключении МД.

Объем правовой помощи по УД может включать в себя такие действия, как:

  1. передача предметов
  2. вручение документов
  3. допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц
  4. осуществление уголовного преследования
  5. розыск лиц и т.д.

В МП существует 3 вида выдачи (экстрадиции):

1. выдача для привлечения к уголовной ответственности – лицо подозревается в совершении уголовно-наказуемого деяния

2. выдача для приведения приговора в исполнение

3. выдача на время – например в качестве свидетеля лица проходящего по УД на территории 1-го государства, либо в качестве соучастника. Потом нужно вернуть лицо обратно

 

Основания выдачи:

· международный обычай

· МД

 

Международными обычаями предусмотрены 2 основания для выдачи:

1. выдача осуществляется, если деяние признается преступлением и в том государстве, которое требует выдачи, и в том государстве, у которого требуют выдачи

2. выдача осуществляется, если за данное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы более, чем на 1 год

Международные обычаи устанавливают основания для отказа в выдаче:

1. преступник является гражданином запрашиваемого государства

2. преступление совершено на территории запрашиваемого государства

3. в запрашиваемом государстве уже ведется следствие по данному делу

4. в запрашиваемом государстве уже вынесен приговор или прекращено следствие по данному делу

5. если по закону одной из сторон уголовное преследование не может быть возбуждено вследствие истечения срока давности

обычаи МП регулируют вопросы передачи уже осужденных лиц:

выдача/передача осуществляется уже после вступления приговора в законную силу и в случае достижения согласия между государствами, между которыми существует международный договор (Европейская конвенция о выдаче).

Выдача не осуществляется:

· если по законодательству государства, гражданином которого является лицо, осужденное за данное деяние, это деяние не является преступлением

· если в своем государстве за совершение данного деяния осужденный понес наказание или был оправдан или дело было прекращено

· если в государстве гражданства осужденного наказание не может быть исполнено вследствие истечения срока давности

· если осужденный имеет ПМЖ на территории государства, которым вынесен приговор

· когда государства – члены конвенции, договора не смогли договориться о выдаче

МД могут регулировать вопросы о выдаче иначе, нежели обычаи. В этом случае на стороны соответствующего договора будут распространяться нормы этого договора.

 

=5=

 

Интерпол – международная организация уголовной полиции.

Идея создания его возникла после 1-ой мировой войны. Действует на основе Устава 1957г.

Основная задача Интерпола:

Координация деятельности государств в области борьбы с уголовной преступностью.В уставе особо подчеркивается, что в своей деятельности Интерпол не вмешивается в политические вопросы.

Основные действия, которые совершает Интерпол для реализации своих задач – содействие государствам в розыске лиц, которые подозреваются/обвиняются в совершении общеуголовных деяний. Также Интерпол составляет картотеку, в которой содержатся данные о преступлениях и лицах, их совершивших. В настоящее время членами Интерпола являются 188 государств и 1 государственно-подобное образование – Ватикан (с октября 2010г.).Интерпол поддерживает отношения с государствами – членами через Национальное центральное бюро. (?). также существует Центральное бюро Интерпола при СНГ.

Также Интерпол может поддерживать связь с государствами – членами через органы самих государств. (в уставе указывается, что это полицейские органы – полиция, суды, прокуратура).

РФ поддерживает связи с Интерполом через такие органы, как ФСБ, Генеральная Прокуратура РФ, СК РФ, полиция, суды.