Образовательные Интернет-порталы.

Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации. 8. Источники и поставщики информации по статистике.

Источники и поставщики патентной информации.

Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации.

Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов.

Архивный фонд.

Библиотечный фонд.

Образовательные Интернет-порталы.

Тема 5 Источники и поставщики информационных ресурсов (6ч.)

 

Наряду с традиционными образовательными ресурсами — учебниками, книгами, методическими материалами, практику­мами, конспектами лекций, видеоматериалами и др. — появи­лись новые виды высокоэффективных ресурсов, связанные с развитием информационных технологий: электронные библио­теки, профессиональные базы данных и базы знаний, обучаю­щие компьютерные программы, ресурсы Интернета и др.

Электронная библиотека — это тематически ориентиро­ванная система доступа к удаленным или локальным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами локальных или удаленных пользователей. Неоспоримым преимуществом электронных библиотек является сокращение времени и дру­гих затрат на поиск необходимой публикации, а также возмож­ность одновременного обслуживания большого количества пользователей.

Электронные библиотеки широко распространены уже практически в каждом вузе. На протяжении долгого времени собирая и генерируя информационные ресурсы, вузы расши­рили базу знаний для своих студентов. К настоящему времени создано большое количество электронных учебных материалов и обучающих программ.

В настоящее время общее количество общедоступных науч- но-образовательных электронных библиотек и коллекций доку­ментов в российском сегменте Интернета постоянно растет и составляет в настоящее время свыше 400. Кроме того, создают­ся электронные полнотекстовые материалы, а также тематичес­кие сайты организаций, встроенные или объединенные в раз­ные порталы.

Для скорейшего решения задачи обеспечения доступа к учебной литературе высшей школы была создана Центральная библиотека образовательных ресурсов (ЦБОР). Информацион­ный портал www.edulib.ru. Рассматриваются задачи интегри­рования образовательных полнотекстовых ресурсов на основе единых стандартов обмена данными и унификации процедуры доступа к ним.

Основные направления работы библиотеки:

- комплектование фондов печатными изданиями, реко­мендованными для использования в учебном процессе выс­шей школы;

- создание электронных копий изданий, полностью идентичных печатным версиям;

- библиографическая и аналитико-тематическая обра­ботка единиц хранения;

- организация удаленного доступа к электронным фондам для широкого круга пользователей;

- комплексное автоматизированное информационное и библиотечно-библиографическое обслуживание пользовате­лей, включая различные типы поддержки пользователей;

- разработка программных средств, обеспечивающих внутренние технологические процессы;

- сбор индивидуальной статистики и ее обработка в инте­ресах корпоративных пользователей: вузов и Министерства образования и науки РФ;

- консультирование и обучение пользователей.

Электронный учебник, или образовательное электронное издание, — это электронное издание, содержащее система­тизированный материал по соответствующей научно- практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение пользователями знаниями, умениями и на­выками в этой области. В настоящее время они получили широ­кое распространение и доказали свою эффективность в препо­давании некоторых дисциплин, например иностранного языка.

Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточ­но сложных задач, т.е. способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом экспертная сис­тема обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения.

Ресурсы Интернета позволяют создавать единую инфор­мационную образовательную среду для всех категорий пользо­вателей.

Образовательные интернет-порталы имеют большое значение для обеспечения единой информационной образова­тельной среды. В настоящее время создается система образо­вательных интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов, посвященных различным сферам образования. К образовательным порталам предъявляются высокие требова­ния. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными об­разовательными ресурсами для соответствующих уровней об­разования, а также быть функционально и информационно свя­занными со всей системой образовательных порталов.

Среди образовательных порталов отметим следующие:

- российское образование — www.edu.ru;

- российский общеобразовательный портал — www.school.edu.ru;

- российский портал открытого образования — www.openet.edu.ru;

- портал информационной поддержки единого государ­ственного экзамена (ЕГЭ) — www.ege.edu.ru;

- образовательный портал по поддержке процессов обуче­ния в странах СНГ — www.sng.edu.ru;

- дополнительное образование детей — www.vidod.edu.ru;

- естественно-научный образовательный портал — www.en.edu.ru;

- здоровье и образование — www.valeo.edu.ru;

- инженерное образование — www.techno.edu.ru;

- информационно-коммуникационные технологии в обра­зовании — www.ict.edu.ru;

- непрерывное образование преподавателей — www.neo.eda.ru;

- социально-гуманитарное и политологическое образова­ние — www.humanities.edu.ru;

- экономика, социология, менеджмент — www.ecsocman.edu.ru;

- юридическая Россия — www.law.edu.ru.

Большинство стран с развитой системой образования име­ют свои образовательные веб-ресурсы. Основным хранилищем информационных ресурсов в сети европейской системы образования является портал проекта SchoolNet (www.eun.org). Этот проект объединяет усилия национальных органов управ­ления образованием более чем в 20 странах Европы.