Государственные информационные ресурсы, правовая информация.
Классификация информационных ресурсов Интернет.
Коммерческая информация.
Биржевая и финансовая информация.
Правовая информация.
Государственные информационные ресурсы.
Государственные информационные ресурсы — это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Государственные ресурсы делятся на следующие группы:
- федеральные ресурсы;
- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;
- информационные ресурсы субъектов РФ.
Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
- государственного управления;
- обеспечения прав и безопасности граждан;
- поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д.
Ряд федеральных органов управления можно назвать «информационными», поскольку одной из их главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят:
- Министерство культуры РФ;
- Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат);
- Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);
- Министерство природных ресурсов РФ;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.
Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Служба специальной связи и информации (Спецсвязь России) Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО РФ), созданная в 2003 г. на базе Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти.
Среди основных функций Спецсвязи России:
- сбор, хранение, обработка первичных данных и документов социально-экономического и общественно-политического характера, в том числе изучение общественного мнения;
- участие в формировании государственных информационных ресурсов, в том числе баз данных нормативных правовых актов;
- проведение мониторинга социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации путем обработки накопленной в Спецсвязи России информации, предоставляемой государственными органами и иными источниками, а также получаемой в результате обработки материалов средств массовой информации и проведения социологических опросов;
- техническое обслуживание и программное сопровождение телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
- участие в создании, обеспечении и развитии системы электронного документооборота государственных органов с использованием удостоверяющих центров;
- др. функции.
Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:
1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;
2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.
Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.
К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:
- библиотечная сеть Российской Федерации;
- архивный фонд Российской Федерации;
- государственная система статистики;
- государственная система научно-технической информации.