Структура рынка информационных ресурсов.
Современный рынок информационных ресурсов можно разделить на четыре области:
- электронная информация;
- электронные сделки;
- системы сетевых коммуникаций;
- программное обеспечение.
В свою очередь рынок электронной информации состоит из 4 секторов:
- деловая информация;
- юридическая информация;
- информация для специалистов;
- массовая или потребительская информация.
Основными поставщиками информации на этом рынке выступают центры-генераторы баз данных и центры-распределители информации на основе баз данных, а также информационные брокеры.
Деловой сектор (в рамках электронной информации):
1. Биржевая и финансовая информация, генераторами которой являются банки, биржи и брокерские конторы. Эта информация о рынке ценных бумаг, котировки валют, рынке товаров, капиталов, услуг, а также инвестициях и ценах.
2. Экономическая и статистическая информация, числовая информация.
3. Коммерческая информация - государственная.
4. Информация о коммерческих предложениях, о купле-продаже по определенным товарным группам.
5. Новости в области экономики и бизнеса.
Юридический сектор включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п.
Сектор информации для специалистов состоит из следующих частей:
- профессиональная информация, дифференцированная по областям науки и техники;
- доступ к первоисточникам (библиографическая и реферативная информация).
Массовая или потребительская информация:
- информация служб новостей и агентств, пресса и др.;
- потребительская информация.
Рынок электронных сделок включает системы банковских и межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования товаров и услуг. В рамках этого рынка имеет значение электронный обмен данными, который обеспечивает возможность безбумажного документооборота. При этом велика роль службы безопасности, предотвращающей несанкционированный доступ к этой информации.
Рынок программного обеспечения – все виды программной продукции и их обслуживание.
Системы сетевых коммуникаций – электронная почта, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и др.
К наиболее предоставляемым услугам распространения относят:
- телекоммуникационные услуги (обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями; обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах; организация электронных бюллетеней, электронных новостей; организация общения в режиме запрос-ответ; передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определенному списку адресов; выдача копий сообщений по запросу абонента);
- информационные услуги (поиск информации по запросам в справочных системах);
- консультационные услуги (консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами);
- технические услуги (установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ);
- рекламные услуги.
ТЕМА 2 МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, Классификация и характеристика основных структур (4 ч.)