Идеология Киевской Руси.

 

Роль идеологии в средневековом государстве выполняла религия. К моменту образования Древней Русского государства вост.славяне не успели создать своей национальной (мировой) религии, но Др Русь находилась на границе вост. и зап. миров, где встречались различные народы и их религии, поэтому определение идеологии для Киевской Руси было проблемой выбора среди существующих в мире религий. Эта проблема была решена внуком княгини Ольги – князем Владимиром Святославовичем (980 – 1015 - правление). Его выбор состоял из 3 выборов.

 

1. Выбор между древними религиями востслав и мировыми религиями. В пользу первых «В 980-х Владимир провел языческую реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон богов, в который вошло 6 наиболее почитаемых у востслав богов (Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Семаргл, Мокошь).» Но эта реформа не принесла успеха в силу ряда причин:

1. Перун был не исконно славянского, а балтоскандинавского происхождения – не пользовался всеобщим авторитетом

2. наряду с основными востслав предложили поклоняться своим местным богам

3. в язычестве (многобожии) объектом религиозного поклонения являлась природа, а почитание каждым племенем и родом определенной природной стихии не содействовало духовной интеграции большого общества т.е. государства.

 

2. Выбор между вост. (буддизмом) и зап (христианство) мировыми религиями.

В 986 Владимир пригласил миссионеров от мировых религий, представителей от буддизма НЕ ПРИГЛАСИЛ, хотя буддийские монахи иногда появлялись на Руси, а древнегреческие купцы доходили до Индии.

Буддизм относится к индийской религиозной культуре, которая прошла в своем развитии 4 формы:

1. Ведическая религия.

Возникла в конце 2 тыс. до н.э.. священное писание – Веды. Ведическая религия была языческой. Древние индийцы покланялись более чем 3 тыс. богам. На уровне господства вед религии др. индийцы впервые в истории дух культуры человечества понятие потустороннего (трансцендентального) бога (весь материальный мир рассматривался как ¼ часть мифологического первочеловека Пуруен, который на ¾ пребывает в сияющих сферах – т.е. была высказана догадка о наличии собственно божественной сферы бытия)

 

2. Брахманизм.

Возник в нач 1 тыс. до н.э. Священное писание – веды + Упанишады (тайные знания). В брахманизме был осуществлен переход от много к единобожию т.к. все ведические боги и материальный мир рассматривался как проявление одной великой сущности. Ее проявление считалась его душа (Атман). Подчеркивалось, что брахман и Атман едины и целью человеческого существа являлось преодоление душой бесконечных материальных перевоплощений (Сансары) для достижения Нирваны.

 

3. Индуизм.

Возник в сер 1 тыс. до н.э.. Священное писание – Бхагават-гита (путь бога). Главная идея индуизма – идея иллюзии, согласно которой весь материальный мир нереален, не потому что постоянно изменяется, а все изменяемое нереально. Нереален только Брахман.

 

4. Буддизм.

Возник одновременно с индуизмом. Священная книга – Трипетака (3 корзины закона). Основатель буддизма – Ситхартха (Гаутама) – Будда. В раннем буддизме отсутствует понятие бога, которое было заменено понятием причинно-зависимого возникновения, согласно которому одно событие вызывает другое, которое в свою очередь вызывает следующее событие как причина.

Конкретным проявлением этого понятия является закон кармы (воздаяния), под которой понимается сумма добрых и злых дел, определяющих материальную форму перерождения души. Если в рамках буддизма отсутствует учении о боге, то оно получило всестороннее развитие в 2ух направлениях, на которых в 3-1 в до н.э. раскололся:

Хинаяна – малый путь к спасению, согласно которой спастись могли только монахи

Махаяна, спастись могут все миряне

 

Таким образом, все индийские религиозные культуры ориентировали человека исключительно на потусторонний план бытия. Такая ориентация не соответствовала мироощущению относительно молодого востслав этноса, который в 9-10в находился на иннерциональной стадии этногенеза, а значит испытывал сильное земное притяжение, обладая еще высоким уровнем энергетического заряда, потому призывы буддистов отказаться от земной жизни ради достижения потусторонних далей были для него не воспринимаемы - Владимир буддистов даже не приглашал.

 

Ислам.

Возник в 7в н.э. в Аравии. Ислам обладает спецификой в понимании бога – Аллаха («Ал» - божество) с одной стороны проявляется в материальном мире через откровения пророков, с др. стороны – он абсолютно потусторонен этому миру («нет ничего подобного ему» - Коран).

Потому даже правоверный мусульманин не способен после смерти достичь собственно божественной сферы бытия. Он после смерти попадает в рай, который находится хотя и на самом последнем 7 небе (ярусе), но материального космоса. Такое понимание бога также не соответствовало мироощущению относительно молодого вост.слав этноса, который испытывал сильное земное притяжение, в конечном итоге мечтал о потусторонних далях.

 

Христианство.

Возникло на рубеже н.э., в вост. провинции Римской империи Палестины. Христианство также обладает особенностями в понимании бога. В нем впервые отчетливо на основе иудаизма сформулирована идея личного бога, критериями которого является воля и способность к творению. Конкретное проявление личного бога является феномен богочеловека, Иисуса Христа, под которым понимается вся полнота как божественной, так и человеческой природы. Такое понимании бога соответствовало мироощущению востслав т.к. давало возможность проявиться в земной истории и не закрывала божественную перспективу.

Потому Владимир обратил взор к христианству, но в нем в конце 4в в связи с распадом Римской империи на Зап Римскую и Вост. Римскую (Византийскую) империи обозначились 2 направления: зап христианство (католицизм)и вост. христианство (православие).

 

3. В результате перед Владимиром встал 3 выбор между католицизмом и православием, которые он осуществит в 988г.

 

Католцерковь с самого начала истории всю энергию обратила на овладение искусством управления людьми, и потому христианство в катол-ме воспринимается как богооткровенная программа соц. устройства (акцент на социальность, т.е. освоение окружающего мира). Целью истории считается построение царства божьего на земле. Организационно катол церковь строится на принципе жестокой централизации. У нее единый центр – Рим, затем Ватикан и единый глава – Папа римский, который воспринимается в качестве наместника бога на земле. Богослужение осуществляется на интернациональном латинском языке.

 

Правослцерковь с самого начала истории всю энергию обратила на борьбу за чистоту христ веры. Поэтому христианство воспринимается как путь к познанию сущности бога и спасению человека через нравственное самосовершенствование (акцент на духовность). Целью истории считается построение царства божьего в душе каждого верующего. Православная церковь – федеративный союз самостоятельных церквей (4-17). Глава – патриарх, рассматривался как первый среди равных ему священнослужителей. Богослужение проводится на национ языках.

 

Руси государства: Волжская Булгария и Хазарская держава. В ходе военных походов князя Святослава в 964-967 был нанесен значительный урон Волжской Булгарии и разгромлена Хазарская держава. После этих событий центр мировой торговли, располагавшийся до сер 10в на Волге, переместился на Воско-Днепровский путь (путь из Варяг в Греки), на протяжении которого простиралось жизненное пространство востслав. Установление или контроль над мировой торговлей подготовило эконом предпосылки для расцвета Древней Руси.

 

2. Внешнеполитический (цивилизационный). Из двух тенденций мирового развития прозападнической и восточной (провизантийской) Древняя Русь выбрала вторую.

 

Эти тенденции своими корнями уходят в историю Древней Греции и Древнего Рима. Провизантийская тенденция зачиналась в рамках древнегреческой цивилизации, история которой разворачивалась на Балканском полуострове. Его основные области (Аттика, Македония) были обращены на восток и, потому древнегреческая цивилизации зерна своей исторической культуры бросила на восток.

 

В истории древнегреческой цивилизации выделяют 3 периода:

1. Архаический (9 – 6в до н.э.)

2. Классический (5 – сер 4в до н.э.)

3. Эллинистический (2 пол 4 – кон 1в до н.э.)

 

1. В архаический период имело место великая греческая колонизация в 3 направлениях: на запад вплоть до Испании, на юг – до Северной Африки, на с-з – до пролива из Средиземного в Черное море. В ходе колонизации переселенцы выходили из-под контроля своих родов и на новых территориях создавали самоуправляющие общины, которые со временем были трансформированы в материковую Грецию, т.е. у Древних Греков шел переход от родоплеменного к государственному (полисному устройству). Этот переход сопровождался борьбой, с одной стороны, родоплеменной знати и народа, а с другой стороны, родоплеменной знати и военных вождей. Народ для обуздания власти стал приводить к власти военных вождей в качестве единоличных правителей (тиранов). Так впервые в мировой истории на древнегреческой почве возникла такая форма правления как тирания, которая не могла трансформироваться в монархическую власть восточного типа, т.к. в Древней Греции не было господства госуд собственности и сильной служивой знати, а наоборот, тираны выступали вождями народа, проводя реформы в интересах развития ремесла и торговли, и потому тирания была формой перехода к античной демократии или «детской болезнью» роста греческого полиса.

 

2. В классический период сформированы основы греческого полиса: его экономической основой была античная двуединая форма собственности, т.е. одновременно существовали собственность всего гражданского коллектива на территорию богатства полиса, а с др. стороны, частная собственность каждого гражданина.

 

Полит основой полиса определялась тем, что каждый гражданин, будучи собственником, выступал и непосредственным носителем власти. В 5в до н.э. в Древней Греции насчитывалось несколько сот полисов, из которых выделилось 2: Афина и Спарта, которые стали двумя центрами древнегреческой цивилизации.

 

Афины объединили вокруг себя в основном передовые аграрно-ремесоенные полисы в афинский морской союз. Образование этих союзов. Спарта объединила полисы в основном отсталых аграрных союзов было отражением объективной потребности полит единения полиса, достичь которого им не удалось за всю историю, по причине гражданского сепаратизма, когда за не гражданами не признавались никакие права. Этот сепаратизм был причиной постоянных межполисных столкновений, которые достигли своей остроты в конце V века до н.э. и вышли в войну между Афинами и Спартой. Эта война была началом кризиса греческого полиса, а значит и всей древнегреческой цивилизации. Этим кризисом воспользовалось молодое западное государство, возникшее в V веке до н.э. на севере Балкан — Македония, которое отличалось от греческих полисов наличием государственной собственности и разветвленной чиновничьей бюрократией, что содействовало централизации власти. Достигшей своих зрелых форм в середине IV века до н.э. при царе Филиппе II. Ему удалось одержать победу в войне с греческими полисами, навязать им неравноправный договор, нацеленный на использование материальных и людских ресурсов древних греков для установления мирового господства, но в 336 году до н.э. Филипп П был убит, и к власти пришел его сын Александр Македонский, реализовавший внешнеполитические замыслы отца. В ходе десятилетнего похода Македонского была создана первая в истории Европы много этническая империя, в которую вошли народы Балканского полуострова, островов Эгейского моря, Северной Африки, Малой Азии, южных районов Средней Азии и Центральной Азии до реки Инд.

 

Эта империя держалась лишь на энергии великой личности и потому, со смертью Македонского в 323г. до н.э., распалась на ряд самостоятельных государств (Македонию, Египет, Иран и т.д.)

 

3. Период мировой и древнегреческой истории с 323 г. до н.э. по 30 год н.э. называют эпохой эллинизма. Следует различать понятия эллин и эллинизм. Эллин - самоназвание греков, понятие эллинизм возникло в XIX веке и означает «подражаю грекам».

 

Феномен эллинизма означал собой синтез греческой и национальных восточных культур. Этот синтез в социально-политической сфере означал формирование эллинистических территориальных монархий (смотреть название государств выше). В них были синтезированы, с одной стороны, элементы греческих полисов, т.к. города в монархиях обладали широкой автономией, а с другой стороны, элементы восточной деспотии, т.к. власть в них принадлежала монарху, не ограниченному законами и опирающуюся на административную и военную силы.

 

В эпоху эллинизма произошло разбавление только что начавшей формироваться в Древней Греции античной цивилизации, элементами восточной исторической культуры. Это влияние Востока испытает на себе наследница древнегреческой цивилизации - Византия, через которое оно будет транслировано на Древнюю Русь. 1йв

 

Прозападническая тенденция своими истоками восходит к истории Древнего Рима, которая разворачивалась на Апеннинском полуострове. Его основные области (Лаций, Этрурия, Кампания) обращены на запад и потому римская цивилизация зерна своей исторической культуры бросило на западе. История Рима представляла собой движение от маленького города в центре Апеннин (Рима) к образованию огромной империи. Такая траектория движения определялась географическим фактором. Если природный ландшафт Балкан (высокие и обрывистые горы) препятствовали контактам между областями, и потому здесь сложилась целая мозаика городов-государств, то природный ландшафт Апеннин (невысокие горы) благоприятствовал взаимодействию областей, и потому перед Римом стоял выбор либо покорить соседей, либо самому быть ими покоренным. Рим выбрал первую альтернативу, которая реализовалась на всех трех этапах истории Римской цивилизации:

1. Царский (VIII - VI века до н.э.)

2. Республиканский (VI -1 века до н.э.)

3. 3.Императорский (конец I века до н.э. - середина V века)

 

В царский период в VIII веке до н.э. возник Рим на основе объединения 300 городов, населявших Лаций, т.е. сформировался римский полис. Его полноправные граждане были потомками коренных родов. Позднейшее пришлое население не имело гражданских прав. Первые назывались патрицами, а вторые - плебеями. За царский период плебеи добились только одного нрава — участвовать в военных походах в качестве легионеров, благодаря чему римляне сумели завоевать около 50 соседних племен.

В республиканский период продолжала решаться задача по расширению жизненного пространства римлян (латан). В зависимости от способов решения этой задачи республиканский период делят на 2 этапа:

w - С VI по Щ века до н.э. протекал этап ранней республика, на котором римляне сумели завоевать все италийские племена, что привело к образованию римско-италийского союза. Одновременно плебеи добились уравнивания их в гражданских правах с патрициями, что привело к образованию патрицианско-плебейской знати.

w С Ш по I века до н.э. протекал этап поздней республики, на котором римляне в распространении своего влияния, вышли за пределы Апеннин и завоевали все побережье Средиземного моря, образовав здесь свои провинции, т.е. к концу поздней республики сложилась римскосредиземноморская держава. Однако внешние завоевания опережали процессы внутреннего развития Рима. Со П века до н.э. начался кризис римского полиса: легионеры, возвращаясь из военных походов, находили свои земли в запустении и стали продавать их более состоятельным соседям, что привело к образованию крупного землевладения. В этих условиях крестьянский труд стал непроизводителен, ему на смену пришел труд рабов. Одновременно изменилась и социальная структура городов в связи с появлением зажиточных горожан, не обладавших властью (новая знать).

 

Самым острым для Рима оказался италийский вопрос, сущность которого заключалась в том, что союзнике Рима италийцы принимали активное участие в завоевании римских провинций и потому воспринимались там как римляне, а у себя на родине были отделены от римлян правовой стеной, т.е. не имели гражданских прав. Этот вопрос стал причиной союзнической войны 90-88 гг. до н.э., в ходе которой всем италийцам были предоставлены гражданские права (появились новые граждане). В результате Рим перестал быть центром, где концентрировались граждане, а значит, из полиса превратился в общеиталийское централизованное государство. Процесс государственной централизации сопровождался обострением целого кубка противоречий между старой и новой знатью, старыми и новыми гражданами, Римом и провинциями и т.д. Выход из этих противоречий стали искать на путях отказа от республиканской традиции и установлении единоличной власти, сначала в форме диктатуры, затем императорской власти. Становлению единоличной власти содействовала такая форма правления — триумвират. Это не законная коллегия должностных лиц, подменявшая официальные органы власти. В истории Рима было 2 триумвирата:

1. 1 .Со второй половины 60х по 53 г до н.э. в лице Юлия Цезаря, Маркса Красе и Помпея, победителем из которых вышел Юлий Цезарь, провозглашенный со временем пожизненным диктатором, за что расплатился жизнью.

2. 41-30 гг. до н.э в лице Октавиана Августа, Марка Антония и Липида, победителем из которых вышел Октавиан, провозглашенный с 27 г. до н.э. императором.

 

В истории императорского мира выделяют 2 периода:

 

1 .Конец I века до н.э. - конец III века. Это период принципата, когда под видом сохранения республиканской традиции шло наращивание позиции императорской власти.

2. Конец III - середина V веков. Это период доминанта, когда была отброшена республиканская традиция и утвердилась военно-бюрократическая монархия.

 

Римская империя была первой в истории Европы много этнической империей, после императора Македонского, но если первая была империей великой личности, то вторая - империей великого народ*, создавшего высокую городскую культуру и римское право, как право частной собственности. Однако влияние римской культуры пределах империи не поддались 2 субэтноса - иудеи и христиане. На основе христианства возникает 3-я много этническая империя в Европе - «Священная империя»-

Первой записанной книгой христиан было «Откровение Святого Иоанна» (или «Апокалипсис»), в соответствии с идеалами которой первохристиане ждали скорого конца света и второго пришествия Христа, и поэтому они не стремились к освоению земной истории, у них отсутствовала идея о создании собственного государства на Земле (теократическая идея). Ситуация в христианстве изменилась в IV веке при римском императоре Константине (306-337 гг.) - была объявлена веротерпимость по отношению к христианам. При римском императоре Феодосии (279-395 гг.) христианство было признано в качестве официальной идеологии Римской цивилизации» т.е. языческой государство склонилось перед духовной мощью христиан и с этого времени в христианстве возникает теократическая идея в двух формах, соответственно двум частям, на которые в 395 году распалась Римская империя - это латиноязычная западная Римская империя и грекоязычная восточная Римская империя (Византийская империя).

 

В западноевропейской части, распадавшейся Римской империи, начнет реализовываться первая форма теократической идеи - идея папской теократии. На ее основе в Средневековой Западной Европе утвердится римско-католическая модель социально-исторического движения. Ее духовным стершем был католицизм, а социально-политическим стержнем - исключительная государственное значение римских пап, т.к. католическая церковь в период распада Римской империи, казалась единственной силой способной к социальной организации населения. В IV - VI веках в западноевропейской части распадавшейся Римской империи парил социальный хаос, вызванный нашествие варварских германоязычных племен, которые проживали на огромной территории от Рейна до Вислы, а по Рейну проходила западная граница Римской империи, которая была впервые нарушена варварами в 375 году, но после отдельных столкновений с римскими легионами, они были приняты на службу императорами, а с начала V века в Германии предприняли массированный натиск на империю. В 410 году Рим подвергся нападению со стороны германоязычных племен вестготов, которые затем удалились в Испанию, где образовали Вестготское королевство.

 

В 455 году Рим стал объектом неслыханного грабежа и разрушений со стороны вандалов, которые затем удалились на север Африки, где образовали Вандальское королевство.

 

В 476 году один из предводителей германских дружин Одоакр сместил последнего римского оператора.

 

В 493 году Италия стала объектом нападения со стороны остготов, которые образовали здесь свое королевство, просуществовавшее до середины VI века, когда в Италию вторгнуться лангобарды.

 

В условия нашествия варваров иерархи католической церкви выполнили не только духовные, но и военные, экономические., социальные и другие функции, и потому они были единственной силой, способной стать восприемницей разрушавшейся Римской государственности, что содействовало возвышению власти римских пап над светской властью. На основе такой конфигурации властей и сформируется священная империя.

 

Свое непосредственное начало эта империя брала в середине VIII века, благодаря оформлению союза католической церкви и франкского государства, которое было образовано в конце V века наиболее многочисленными и воинственными из варваров франками, сумевшими объединить многие германоязычные племена в единое государство.

 

В середине VIII века короли Франкского государства пошли на заключение союза с католической церковью.

 

В 756 году франкский король Карл Великий был коронован Римским Папой короной римских императоров, и с этого времени Франкское государство стало империей. В образовавшемся союзе первоначально ведущие позиции принадлежали светской власти. С этим мирились римские папы, т.к. опираясь на военную мощь империи, они продолжали распространять католицизм Западной Европы (к IX века он достиг пределов Испания и Британии). Ситуация во взаимоотношениях вышей светской и духовной властей стала меняться с середины IX века, когда при внуках Карла Великого Франкская империя распалась на ее развалинах стали возникать современные западноевропейские государства: Франция, Германия, Италия. Наиболее слабым из них была Италия, чем воспользовалась Герани. В 962 году германский король Ото I перешел Альпы, завоевал северную и среднюю Италию, подключив эти территории к своему государству. Так возникла первая Германская империя, которая в средине века называлась «Священной империей».

 

Первоначально в ней германские императоры назначали римских пап и других священнослужителей. В середине XI века римские папы отвоевали право быть выбираемыми на съезде римских кардиналов, а затем получили право самим назначать других священнослужителей.

 

А в начале ХШ века в понтификат Иннокентия Ш все западноевропейские короли и императоры признали себя вассалами Римского Папы.

 

Верховенство высшей духовной власти над светской содействовало воспроизводству в Средневековой Западной Европе хотя бы минимального правового пространства, т.к. здесь господствовало в указанное время католической право, как право управления, зафиксированное в Священном писании, а его носителями выступали иерархи католической церкви во главе с Римским Папой, который воспринимался в качестве наместника Бога на земле и потому управление обществом на христианском Западе основывалось на божественном, но законе.

 

Другой была траектория исторического движения средневековой Восточной Европы (Византии), где реализовалась вторая форма теократической идеи - идеи императорской теократии. На ее основе на христианском востоке утвердится эллинистически-византийская мораль социально-исторического движения.

 

Ее духовным стержнем было православие, а социально-политическим стержнем - исключительное церковное значение византийских императоров, т.к. Византия представляла собой уникальный пример в мировой истории, ибо выбрав единожды монархический принцип правления она ни разу на протяжении своей тысячелетней истории (конец IV - середина XV веков) не отказалась от него.

 

Византийская концепция власти формировалась на основе трех исторических традиций:

w 1 .Классической греческой.

w 2.Римской.

w 3 .Эллинистической.

 

1. От античной Греции Византия первоначально унаследовала демократические институты в лице сената и органов городского самоуправления, которые придавали ему закономерности и авторитет императорской власти, но в VI - X веках происходит постепенный отказ от демократических обычай, проявлением чего было изменение порядка вступления на престол первого лица. До 10в императоров провозглашал народ на Ипподроме. С 10в стали венчать на царство как божьих избранников в Софийском соборе, и императоры получили титул басилевса (царя) и автократа (самодержца) и тем самым они отстранили народ от гос правления.

 

2. От античного мира Византия восприняла идею государства как вечной ценности. Именно на основе этой идеи в Риме возникла система доминанта, из которой вышла Византия, и потому ее гос строй определялся как военно-бюрократическая монархия. От Древнего Рима Византия восприняла идею почитания императорской власти, но не самой личности императора. Из 109 византийских императоров только 34 умерли своей смертью, т.к. в Византии не было закона о престолонаследии.

 

3. От эллинистического мира Византия восприняла идею обожествления императорской властью . это проявилось в наделении императора прерогативами высшей духовной власти и в том, что глава православной церкви Византии находился в полной зависимости от императора. Такая конфигурация власти блокировало воспроизводство хотя бы минимального правового пространства в средневековой Восточной Европе, т.к. управление обществом здесь основывалось не на законе, а на воле и на капризе императора, который выступал в качестве главного источника законотворчества.

 

 

Римско-католическая и эллинистически-византийская модели соц-исторического движения средневековой Европы представляли собой соответственно западный и восточные полюсы исторического развития Древней Руси. С точки зрения культурно-цивилизационной, для Руси была бы желательна первая модель, но с точки зрения конкретного этапа этногенеза, она была для Руси опасной, т.к. западноевропейские народы и востслав находились на различных этапах этнического развития (первые на акматическом, вторые на инерционном), и потому молодая Западная Европа могла поглотить стареющую Древнюю Русь. Не случайно с 11в итальянское купечество и немецкое рыцарство рвались к берегам Днепра.

 

Однако цивилизационный выбор Руси осуществлялся не в одночасье. Она на пути к мировым цивилизациям прошла ряд этапов:

 

1. Время правления Владимира Святославовича (980-1015), когда в ходе христианизации Руси на уровне решения только первого лица был задан провизантийский вектор ее развития.

2. Время правления Святополка I (1015-1019), которые в борьбе за власть обратился за помощью к полякам, и впервые на Руси стола проникать западное влияние из Польши.

3. Время правления Ярослава Мудрого (1019-1054), при котором осуществлялся баланс прозападнической и провизантийской линий развития Руси. Ярослав был женат на дочери шведского короля. Выдал замуж своих дочерей и женил 5 из 6 своих сыновей на представителях зап правящих домов, что содействовало проникновению влияния запада на Русь. С другой стороны, при Ярославе в Киеве и Новгороде были возведены Софийские соборы, а повторное посвящение храма в честь богини мудрости подчеркивало едино верность Руси православной Руси православной Византии. Более того, при дворе Ярослава мирно уживались прозападническая партия, возглавляемая его старшим сыном Изяславом (1054 - 1078), и провизантийская партия, возглавляемая его младшим сыном Всеволодом (1078 - 1093).

4. Время правления Святополка II (1093-1113 гг.). Это время торжества провизантийской линии, когда на Руси к жизни были вызваны децентрализаторские тенденции.

5. Время правления Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), при котором было созвано общерусское вече, где соборно была подтверждена приверженность Руси православной церкви, как равновеликой и единоверной державе.

 

Таким образом, в результате окончательного выбора провизантийской линии развития был обеспечен цивилизационный взлет Руси во второй половине X - начале XII веков.

 

Этнический. Со второй половины X века восточные славяне перевели свои отношения с соседними народами на суперэтнический уровень, т.е. они не только отразили внешний натиск (аваров, варяг, печенегов, половцев), но и вобрали соседние народы в свою этническую систему. В результате в середине XII века в понятие «Русская земля» входили фино-угры, балты, некоторые тюрко-язычные племена, северокавказские народы при ведущем восточнославянском этническом элементе, что привело к образованию древнерусской народности, в качестве этнической предпосылки для расцвета Древней Руси.

 

Духовный. С обретение восточных славян своей письменности. Возникновение письменности считается второй после появления у человека членораздельной речи информационной революцией. Первая письменность возникла во второй половине III тысячелетия до н.э. в Древнем Египте, в конце III тысячелетия в Месопотамии, на рубеже II тысячелетия до н.э. в Древней Индии. Первая письменность была пиктографической и иероглифической, когда с помощью рисунков передавалась информация о предметах и понятиях. В начале II тысячелетия до н.э. у финикийцев возникла первая алфавитная письменность, когда с помощью абстрактных знаков передавалась информация о звуках. Финикийский алфавит состоял из 22 согласных букв. На его основе возникли все алфавиты народов современной Европы и Евразии. Первыми у финикийцев заимствовали алфавит древние греки, преобразовав часть согласных букв в гласные. На основе греческого алфавита возникла славянская письменность.

 

В 863 году велико-моравский князь Ростислав в борьбе с католической Германией обратился за помощью к православной Византии, откуда в Великую Моравию были направлены 2 ученых монаха Кирилл и Мефодий. Византийские власти рассчитывали, что они станут проводниками греческого влияния в славянской среде, но эти ученые мужи повели борьбу за духовную самостоятельность славян. Ими была разработана на основе греческого письма одна из форм славянской письменности азбука для западных славян - глаголица. Одновременно Кирилл и Мефодий добились разрешения у Римского Папы вести богослужение не только на каноническом латинском, но и на славянском языках. После распада великой Моравии и смерти Кирилла и Мефодия их ученики переселились в Болгарию. Болгарского царя Симеона привлекла идея богослужение на славянском языке, но язык глаголицы был для Болгар непонятен. Они обратились ко второй форме славянской письменности - кириллице, разработанной на основе греческого классического письма и символов, отражавших чисто славянские звуки, т.е. кириллица, стала азбукой для южных славян.

 

Из Болгарии кириллица пришла на Древнюю Русь, где на ее язык были переведены многие священные книги священного писания, и на языке кириллице стала осуществляться практика богослужения, что обеспечивало доступ восточных славян к высотам мировой культуры, и потому они были одним из самых образованных народов в мире, что подготовило духовные предпосылки для расцвета их цивилизации.