Теория социальной пассионарности.

Теоретический метод к постижению истории.

Киевская Русь: государство и идеология этногенеза.

Проблема славянского этноса.

Теоретический метод к постижению истории.

 

1. До конца XX века в гуманитарных науках преобладает описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось как закрытая система. С конца XX века начался переход к динамическим моделям постижения истории, в рамках которых общество изучается как открытая система, т.е. Во взаимодействии, с биосферой, с ноосферой и даже тем, что стоит за природой (некий абсолют, Бог).

 

В современной исторической науке существует 2 модели динамического порядка:

1. Теория социальной пассионарности

2. Теория социокультурной динамики и генетики общества.

 

Применяется для изучения истории народов (этносов), возникновения и развития народов объясняется с помощью механизма мутаций (внезапное взрывоподобное изменение генофонда живых существ). Источники мутаций – хим. препараты, физ. космические мутагены (наиболее сильные) – субатомные частицы Н2 и Не2, возникающие в массовом масштабе во вселенной в результате взрыва сверхновых звезд; под воздействием избыточной биохимической энергии живые организмы имеют способность проявлять повышенную активность (страсть, «Passia» - лат). У человека повышенная активность проявляется в страсти к власти, к накоплению, к разрушению веры, или к утверждению таковой. Под воздействием повышенной биохим энергии в этносе в истории народов выделяет ряд этапов:

1. Пассионарный подъем – когда под воздействием полученной извне биохим энергии отдельные человеческие особи взаимодействуют, образуют некую целостность, которая устремляется к освоению окружающего географического пространства как своей среды обитания.

2. Акматический этап, когда в этносе наблюдается самый высокий уровень биохим энергии, который заставляет людей не считаться с общим установлениями, а следовать только собственной природе. В результате в истории народа происходят затяжные гражданские войны и др. кровопролития, что приводит к остыванию этноса.

3. Инерционный этап (зрелый возраст этноса) когда по мере убывания биохим энергия у людей вновь возникает стремление к взаимному подчинению друг другу. В результате в истории народов начинается процесс государство образования и народы достигают вершины в развития их материальной и духовной культуры.

4. Этап обскурации (благородной старости) когда в результате значительного убывания биохим энергии этносы былым великим замыслам предпочитают обывательский покой.

5. Этап депопуляции, котором этносы сходят с исторической арены (византийцы), а другие возрождаются в новый народ (восточные славяне).

 

Эти 5 этапов этногенеза укладываются в 12-15 веках.