Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании
Особое значение для доказательства эффективности принимаемых решений имеют показатели рентабельности – это относительные величины, производные о прибыли. Показатели рентабельности изучаются с целью использования их в финансовом планировании.
Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности предприятия выступает также рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли используются показатели рентабельности капитала, издержек, продаж и другие показатели рентабельности.
Основные показатели приведены в таблице:
Показатели рентабельности | Формула | Пояснения |
Рентабельность продукции
(издержек) (![]() | ![]() | Отношение прибыли от реализации продукции (![]() ![]() |
Рентабельность продаж (ROS – Return on Sales) | ![]() | Отношение прибыли от реализации (![]() ![]() |
Рентабельность активов (ROA – Return on Assets) | ![]() | Отношение прибыли (балансовой или чистой) (![]() ![]() |
Рентабельность текущих активов ![]() | ![]() | Отношение чистой прибыли предприятия (![]() ![]() |
Рентабельность собственного акционерного капитала (![]() | ![]() | Отношение чистой прибыли (![]() ![]() |
Рентабельность продукции – характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятия.
Рентабельность продаж – характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.
Рентабельность активов – служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в разных отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.
Рентабельность текущих активов – характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы.
Рентабельность собственного акционерного капитала – занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на 1 акцию, тем выше потенциальные дивиденды.