Предмет и метод исторической науки

ТЕСТ 4. Русские земли и княжества в период раздробленности (XII – первой половине XIII вв.). Владимиро-Суздаль­ское княжество. Новгородская и Галицко-Волынская земли

 

Укажите причины раздробленности:

 

 

Укажите причины усиления Владимиро-Суздальского княжества:

 

Укажите годы правления:

 

Юрия Долгорукого – ;

 

Андрея Боголюбского –

 

За что Владимиро-Суздальский князь Андрей полу­чил прозвище «Боголюбский»?

-По названию своей резиденции в Боголюбове; -Из-за своей религиозности;

-За то, что был причислен к лику русских святых; -Из-за поддержки его политики церковью.

 

Новгородское вече: 1) организовывало военные походы 2) заключало торговые договоры 3) избирало епископа 4) приглашало князя.

 

Укажите, чем занимались:

 

…. новгородский посадник –

 

…. новгородский тысяцкий –

 

… новгородский архиепископ (епископ) –

 

Укажите функции князя в Новгороде –

 

 

Каким термином принято называть политический строй в Великом Новгороде в период феодальной раздроб­ленности?

-Опричнина. -Феодальная республика -Семибоярщина -Сословно-представительная монархия

 

О ком автор «Слова о полку Игореве» образно писал, что его многочисленные полки могли расплескать вёслами Волгу, а шлемами Дон вычерпать?

 

Северо-Восточный вариант цивилизационного развития предполагал усиление роли:

А) князя; Б) дружины; В) веча; Г) Боярской думы_________________________________

 

Укажите политическую причину: почему Андрей Боголюбский перенёс столицу из Суздаля в г. Влади­мир?

 

Верховная власть в Великом Новгороде принадлежала: 1) тысяцкому 2) архиепископу 3) посаднику 4) князю 5) вече.

 

Чем отличалась форма правления в Новгороде периода раздробленности? ОТВЕТ:

 

 

В каком году князь Юрий Долгорукий послал приглашение своему союзнику: «Прииди ко мне, брате, в Москов», считающееся первым упоминанием о Москве в письменных источниках? ________

 

 

Укажите, какие даты относятся к:

1. Истории Киевской Руси.

2. Периоду раздробленности русских земель.

а) 862 г. б) 1156 г. в) 1157-1174 гг. г) 1147 г. д) 1176-1212 гг. е) 1136 г. ж) 1097 г. з) 988 г.

Ответ: 1. а), ж), з); 2. б), в), г), д), е).

 

Наиболее известный Галицко-Волынский князь носил имя

-Владимир; -Андрей; -Даниил; -Александр

 

 

1. Предмет истории. История

2. Функции истории. Факты

3. Исторический процесс

4. Принципы исторической науки

5. Методы исторической науки

6. Вспомогательные исторические дисциплины

7. Историография

8. Источниковедение

9. Основные теории исторических закономерностей

 

Предмет истории. История наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить при­чины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Изучение прошлого возможно по трём направлениям: история собы­тий, история людей и история идей.

Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Предмет истории подразделяется по ряду параметров: -по времени изучения: древняя, средних веков, новая и новейшая история;

-по изучаемым регионам и территориям: например, история Ев­ропы, история России, история Сибири, история Москвы и т. п.;

-по тематическим признакам: история политическая, экономиче­ская, во­енная, культуры, науки, история какой-либо научной про­блемы (например, история интеллигенции, Великой Отечественной войны).

История лишена возможности эксперимента. Прошлое не знает сослагательного накло­нения. Можно спорить о судьбе России в случае выбора князем Владимиром другой религии, отсутствия на престоле Петра I, поражения большевиков в 1917 г., устранения В. И. Ленина или И. В. Сталина, но невозможно вернуться назад и изменить историю.

Функции истории.

1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) функция состоит в изучении исторического пути России, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.

2. Практически-политическая функция состоит в том, что история как наука помогает осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений политического характера.

3. Мировоззренческая функция формирует научное мировоззрение.

4. Воспитательная функция. Изучение истории воспитывает нравственные и гражданские качества, такие как патриотизм.

Факты. История делится на факты и их интерпретацию (объясне­ние). Фактустановлен­ное событие. Факты делятся на 3 группы:

-общепризнанные, абсолютные факты;

-предполагаемые, гипотетические факты;

-ложные, не существовавшие факты.

Историк обязан осторожно ин­терпретировать факты. Одни и те же факты разные люди оценивают по-разному.

Исторический процессрезультат слож­ного, противоречивого взаимо­действия, взаимовлияния различных политических и экономиче­ских сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также от­дельных исторических личностей.