ППУ в Германии в конце 18 – начале 19 веков.

1. Учение Канта

2. Учение Гейгеля

 

Вопрос 1.

Иммануил Кант 1724 – 1804 гг

Родился в Пруссии, Кенегсберге, преподавал в Университете, избирался его деканом, ректором.

Обосновал, что мир имеет историю до возникновения человечества.

Работа «Метафизика нравственности», «Основы нравов», Работа «К вечному миру».

Опытным путем невозможно доказать существование Бога и невозможно доказать его отсутствия, поэтому лучше верить.

Человек одновременно принадлежит к миру разума и миру явлений.

Источником и морали и права является человеческий разум.

Цель познания – стремление к свободе.

Человеческий разум сам диктует человеку нормы морального поведения.

Мораль заложена внутри каждого человека, в его разуме, это его внутреннее побуждение.

Нормы, порожденные разумом, являются императивами, являются категорическим императивом.

Это общая идея долга перед лицом человечества. Это закон нравственной свободы.

Это понятие долга.

Категорический императив – это должное нравственно поведение.

Принципы категорического императива по Канту:

1. Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом

2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого, так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Право и мораль – это две части учения о нравах. Имеют общие принципы.

Способы обеспечения права и морали:

Право – внешнее принуждение, мораль – внутренне побуждение.

«Право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом других с точки зрения всеобщего закона природы».

Совокупность условий – гарантии прав собственности, равенство перед законом, и т.д.

Задача Канта – очертить ту сферу, где действует правосвобода.

Критерий правового – естественное право.

Частное естественное право.

Публичное положительное право становится правом после его обнародования.

Естественному состоянию противостоит не общество, а гражданское состояние. Поэтому право в естественном обществе называется частным, а в гражданском – публичным.

Принципы:

1. Живи сгласно праву. Кант толкует это как правовую честность, сохранение достоинства человека. не будь средством для других, будь для них так же целью.

2. Не нарушай ничеьего права. Даже если тебе ради этого надо будет прекратить всякую связь с остальными и избегать всякого общества.

3. Вступай если ты не можешь избежать такого сообщества с ними, в котором у каждого будет сохранено свое

Государство – это множество людей, подчиненных правовым законам. То есть это чисто правовая организация.

Кант как сторонник теории договорного происхождения государства, говорит о том, что люди оставили естественную свободу ради правовой свободы.

Основы союза: свобода, равенство, самостоятельность каждого члена общества.

Придерживается теории разделения властей. Говорит о приоритете законодательной власти над всеми остальными. Она суверенна, выражает единую волю народа, может лишить правителя власти.

Правитель наделяется функциями исполнительной власти со всеми вытекающими функциями.

Судебная власть. Глава государства не должен иметь никакой судебной власти. Введение суда присяжных из народа. Приговор верховного судьи не изменяем.

Три власти выражают волю народа.

Источником власти является народ, но народ фактически изгнан или казнен.

Попытка остановить закон по Канту – это преступление.

Надо повиноваться ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение.

У народа нет права на возмущение, еще в меньшей степени на восстание, в наименьшей степени вправе посягать на правителя.

То есть только путем реформ можно изменить существующий строй. Однако, если революция все-таки удалась, то граждане обязаны подчиняться новому правительству.

Форма правления определяется по числу законодательных лиц:

1) Автократия – абсолютная монархия. Преимущество в простоте. Отличается склонностью к деспотизму.

2) Аристократия

3) Демократия

В зависимости от теории властей:

1. Автократия отождествляется с непосредственной демократией (нет разделения властей)

2. Конституционная монархия с республикой (есть разделение властей)

Выделяет республику, так как считает ее наиболее прочной. Закон самодержавен. Республика – идеал практического разума.

 

Работа Канта «К вечному миру».

Государства воюющие находятся в неправовом состоянии.

Необходимо создать союз народов. Суверенитет государств, входящих в союз, никак не должен быть ограничен.

Кант считает, что вечный мир невозможен, но возможно приблизить человечество к вечному миру. Единственным гарантом вечного мира считаются нормы международного права.

Первым идею вечного мира высказал чежский ученый Падебрад.

Пути к вечному миру по Канту:

1. Соглашения между государствами, которые препятствуют войне.

Союз народов в форме федерации государств – это не всемирное государство, а объединение. Союз мира заканчивает все войны навсегда.

Государство и право – условие общественного бытия для свободных … личностей.

 

Вопрос 2.

Георг Вингельм Гейгель 1770 – 1831гг

1825г – работа «Философия права».

Огромной влияние оказала французская буржуазная революция.

Цель – открыть универсальные законы, которые лежат в основании общества и государства, описать мир как логический устроенный процесс.

Отождествляет право со свободой.

Правосвобода реализуется через свободу воли человека.

«Право – это бытие свободы»

Каждый человека как существо разумное должен осознавать границы своего поведения, связанные с необходимостью.

Свобода – это непроизвол, она ограничивается известными условиями.

«Если я хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нравственности вообще, в нравственном поступке я выдвигаю не себя самого, а суть».

То есть свобода в обществе есть преодоление произвола отдельных людей.

Идеал правосвободы проходит три стадии: абстрактное право (решаются проблемы частной собственности, договора и правонарушения), мораль и нравственность.

Абстрактное право.

Именно в собственности человек проявляет себя как существо разумное. Каждое лицо, обладая собственностью вправе требовать возмещения нарушенных прав.

«Будь лицом и уважай других в качестве лиц.»

В основании абстрактного права лежит свобода индивида. Собственник имеет право совершать все сделки с этой собственностью на основе договора.

Наличие собственности создает предпосылки формального равенства.

Договор – это отношение воли к воле.

Договор предполагает:

- Стороны признают друг друга лицами, собственниками. То есть свободными и равными личностями.

- заключается по произволу сторон

- создается общая воля для обоих лиц

Отрицательно относился к теории возникновения государства на основе общественного договора.

Преступление. Договорные отношения характеризуются произволом, возможно нарушение прав и возникает неправо.

Виды нарушения права собственности: обман (обманщик сознательно выдает право за неправо), принуждение (принужденное восстановление нарушенного права), преступление (сознательное нарушение права, наказанием поэтому является средство восстановления нарушенного права, осуществленное судом на основании закона).

Мораль.

Связана с внутренними убеждениями человека.

Сочетается с совестью и внутренними мыслями человека.

Умысел и вина.

Человек должен отвечать только за свой умысел, только за непосредственные последствия своего поступка.

Намерения человека и общее благо (стремление к счастью). Намерение связано с отдаленными последствиями поступка. Человек имеет право свои потребности делать своей целью.

Цель не должна нарушать общего блага.

Добро и совесть. Добро в том, что человек поступает разумно, что делает его свободным. Осознание разумного – совесть. Стремиться к добру – долг человека.

Условия моральных поступков:

1. Поступок должен быть равен субъективному умыслу

2. Субъективное намерение должно соответствовать общему благу

3. Поступок должен соответствовать добру.

Мораль ненаказуема. Она нужна для того, чтобы человек сознательно относился к своим поступкам.

Нравственность.

Семья, гражданское общество и государство.

Семья. Это первая общность, в которую вступает индивид на пути к своей свободе. И в основании лежит любовь – вообще сознание моего единства с другим, то, что я не изолирован для себя, а обретаю свое самосознание только как отказ от своего для себя бытия и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной.

Семья – это нравсвенно-правовая любовь. Это не только обязанность любить и воспитывать людей. Но и применение наказания, то есть подавление своеволия и воспитание свободных людей.

Создание многих семей ведет к созданию гражданского общества. Государство создает гражданское общество.

Гражданское общество – это духовное животное царство, где каждый для себя цель, все остальные ничто.

Основа г.о. – община, суд и корпорация.