Политические правовые учения в Голландии и Англии в период ранней буржуазной революции.

1. Особенности ранних буржуазных революций и их отражение в ППИ

2. Учение Гуго Гроция

3. ППУ Бенедикта Спинозы

4. ППИ Томаса Гоббса

5. ППУ Джона Локка

 

Вопрос 1.

В 16 – 17 вв капитализм начинает развиваться в Англии, Италии, Франции, Голландии.

Основным объектом изучения является человек, индивид, личность.

Это время получило название «Ранних буржуазных революций»

1556 – 1581 гг – первая Голландская революция, сочеталась с борьбой за независимость от Испанского господства.

Революция привела к установлению в 1886 г в Англии конституционной монархии.

Основные черты:

- рационализм, стремление превратить юриспруденцию в точную науку, давать объяснения всемявления, не с религиозной точки зрения, а с точки зрения разума.

- историзм, изучения исторических перемен, сравнение явлений

- реализм, поиски естественных причин функционирования государства

- гуманизм, ориентация на права человека, его свободы

- прагматизм, «польза – выгода»

Билль о правах 1689 гг.

Политико-теоретическое знание формируется в борьбе.

Соотношение прав личности и государства – основной вопрос.

Государство объявляется средством, которое гарантирует свободы личности.

Десокрализация первосвященства – отказ от божественного происходжени.

Появляется масса интерпретаций общественного договора, появляется буржуазный правопорядок.

Крупнейший представитель – Букс Броций – 1583 – 1645 гг жизни.

Родился в Голландии, в 7-8 лет писал стихи на латыни, в 15 лет получил степень доктора права Орлеанского университета.

Становится членов Генеральных Штатов.

Работа «О праве добычи». Опровергает притязание испанцев на морское владычество.

В 1618г обвинен в гос измене, приговорен к заключению. В 1621 г при помощи жены и друзей бежит из тюрьмы во Францию, где встречен с почетом Людовиком 13.

1625г – работа «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права».

Гроций простудился на корабле и умер.

В след за Аристотелем Гроций отождествляет понятие правды и справедливости.

Справедливость:

1. Право равенства (у Аристотетеля уравнивающая) – лежит в основании естественного права

2. Право господства

Право – это основной объект исследования, и он поставил перед собой цель придать юриспруденции научную форму, которой она не была лишена, а для этого надо тщательно отделить то, что возникло путем восстановления, от того, что вытекает из самой природы.

Человек стремится к общению, а именно к спокойному, разумному общению одного человека с другими.

Это общение возможно только при соблюдении особых правил, которые присущи разуму: воздержание от чужого имущества, возвращение чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, соблюдение обещаний, воздояние заслуженного наказания, возмещение ущерба.

Человек, как существо разумное всегда руководствуется здравым смыслом и ничто не заставит отказаться от соблюдения этих принципов. Всегда должен отдавать предпочтение мудрости.

Это и есть часть права в тесном смысле слова, которая состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит. Это первый естественный источник права.

Мать естественного права есть природа человека.

Вторй источник выткает из воли Бога, повиноваться Богу повелевает человеческий разум. Именно Бог сдерживает людсике порывы, направляя их в нужную сторону.

Строить козни одного человека другому есть величайшее беззаконие.

Дети обязаны оказывать родителям, если не безграничное, то во всяком случае особого рода повиновение.

Источником внутригосударственного права является соглашение, которое получает свое начало из естественного права.

Однако к естественному праву присоединяется польза, так как каждый отдельно взятый человек беспомощный, он стремится к сотрудничеству, поэтому польза является основой государства.

Право народов защищает интересы обширной совокупности сообщества.

Международное право – право в широком смысле.

В основе международного права лежит соглашение между людьми, народами и государственностью.

Именно соглашение дает им общеобязательность.

Так как само соглашение получает свою силу от естественного права, то природа его – естественное право.

Право в широком смысле Гроций не противопоставляет естественное право, связанное со справедливостью, он не противопоставляет человеческому праву, связанному с полезностью. Следование праву дает людям соблюдение покоя, безопасности, уверенности в будущем.

Нет такого общественного союза, который мог бы сохраняться в безопасности без права.

Позитивное право невозможно без принуждения.

Право не получает своего внешнего выражения, без принуждения силой.

Сторонник договорного происхождения государства.

Появление частной собственности привело к необходимости создания государства, увеличилась потребность в упорядоченности отношений.

Гарантия прав и свобод заставила людей прийти к необходимости создания государства.

Государство – это совершенный союз свободных людей, заключенный с целью …

Основные функции государства – законотворчество, управление и правосудие.

Основные признаки государства – обладание собственными законами и должностными лицами.

Сфера деятельности государства – публичные общие дела, а в частные оно вмешивается лишь в той мере, в какой это необходимо для поддержания общественного спокойствия.

Государственная власть обладает верховенством, суверенитетом, действия котрого не подчиняются другой власти и не могут быть отменены действиями чужой власти.

Суверенитет в общем смысле слова и в особенном смысле слова.

В общем – носителем является государство.

В особенном – носителем является правитель.

Власть в государстве едина и неделима, власть суверенна и исполняется конкретным лицом.

Основные элементы государства: народ, власть, территория и общее право.

Народ и государство – это некое целое, единое бытие, единый дух.

Верховная власть в государстве по Гроцию.

Власть – особая, но вещь.

Правитель может ей обладать на праве собственности, пользования.

Приобретается власть либо по воле народа, либо путем справедливой войны. Распоряжение такой властью полное.

Отчуждение власти нет, только народ может ограничить власть законами и после смерти правителя, власть возвращается к народу.

Право на сопротивление властям.

Каждый человек может подчиняться кому угодно и даже тот факт, что правитель избран народом, не исключает верховенства народа над ним.

Государство ради общественного спокойствия должно наложить запрет на право сопротивления.

Частные лица не рассуждают, а подчиняются.

Основной источник международного права – соглашение государств, которое является обязанностью для всех граждан.

Война – есть состояние борьбы с силой как таковое.

Торжественные, справедливые, законные войны – при соблюдении законов.

Несправедливые – начатые частными лицами.

Гуманное отношение должно быть к гражданскому населению и лицам, случайно оказавшимся в зоне военных конфликтов.

Запретить несправедливые войны в силу требований естественного права.

Светское, рационалистическое мировоззрение на право.

 

Вопрос 3.

Бенедикт Спиноза 1632 – 1677 гг жизни. Родился в Амстердаме в семье зажиточного купца. Переселился в деревню, зарабатывал шлифованием линз дляочков.жизнь аскетическая,бедная в материальном плане. В возрасте 45 лет умер от чахотки.

Работа «Этика, доказанная геометрическим способом»,

Мир имеет единое начало, никем не сотворен. Природа есть Бог. Пантеизм – Бог растворен в природе.

Человек – часть природы. Действия человека подчинены строгой необходимости.

Естественное право каждого человека простилалось до толе, докуда простилалась его мощь.

Инстинкт самосохранения заставляет людей искать общения ради безопасности.

Люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское.

Спиноза не является приверженцем одной формы правления. Из трех форм правления (мон, дем, арист), в каждое время превалирует та или иная форма правления.

Подобно Аристотелю Спиноза упоминает две основные формы правления: теоретическая и реальная.

В идеале симпатии Спинозы на стороне аристократии.

Аристократия уступает демократии в силу неидеального поведения патрициев.

Теоретические построения Спинозы разбиваются практикой.

Критерии идеального государства:

- свобода «цель государства в действительности есть свобода» требование обеспечить гражданам свободу выступает как наиболее общее требование.

- обеспечение мира и спокойствия государства.

- стабильность, устойчивость и нерушимость.

Без свободы нет мира, а мир является основанием свободы.

Цель государства и общее благо народа должны быть тождественны.

Никто не пренебрегает чем либо, что он считает за благо, разве что в надежде на большее благо или в страхе перед большим вредом.

Личный интерес нужно преобразовать в общественный.

Абсолютизация личного интереса – каждый с величайшим жаром ищет своей пользы.

Нужно стремиться к тому, чтобы богатые сделались если не бережливыми, то по крайне мере корыстолюбивыми.

Компетенция должна быть распределена таким образом, чтобы каждому органу не хватило немного компетенции для принятия окончательного решения и узурпировать власть.

Частая смена чиновников.

Право привлекать к суду, когда преемник привлекает к труду предшественника.

Все доходы государственных чиновников должны напрямую зависеть от уровня доходов населения. Наибольшая выгода должна зависеть от наибольшей выгоды о благе населения.

Последователи Спинозы считали целью государства наибольшее счастье всех людей.

 

Вопрос 4.

Томас Гоббс 1588 – 1679 гг жизни.

Работы «О гражданине, «Левиофан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1561г).

Последователь материалистической философии Беккона.

По Гоббсу, Левиофан – государство, созданное искусством людей. Гигантский искусственный человек.

Государство – механизм отдельно собранных людей, сумма которых представляет огромную силу.

Верховная власть – это некая искусственная душа. Должностные лица – суставы. Награды и наказания – нервная система. Благосостояние граждан – сила государства. Безопасность народа – основное занятие государства. Гражданский мир – здоровье государства, смута – болезнь, гражданская война и революция – смерть.

Государственному состоянию предшествует естественное состояние людей.

Природа человека – эгоистичная, несклонная жить в обществе.

До государства отсутствует всякое право, нет собственности, нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет справедливости.

Это состояние войны всех против всех. Что противоречит инстинкту самосохранения, поэтому человеческая природа требует прекращения войны и установления мира.

Разделение естественного закона (это найденное разумом общее правило, которое запрещает человеку делать то, что пагубно для его жизни) и естественного права (состояние войны).

Между людьми не может быть преимуществ. Гоббс называет для выхода из войны 19 законов:

1) искать мира и следовать ему

2) в случае согласия на то других, человек должен отказаться от права на все вещи в той мере. В которой это необходимо для интересов мира и самозащиты и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы от других людей по отношению к себе.

3) Выполнение соглашений

4) И т.д.

Людям надо отказаться от своих прав в пользу государства. Это перенесение прав и образует государство.

Лицо или собрание, воле которой подчиняются все – это верховная власть, все остальные подданные.

Верховный правитель наделялся всеми правами, кроме права на жизнь.

Ему принадлежат все виды власти, суверенная власть неделима.

Государственная власть не подлежит суду, контролю, она носит подзаконный характер.

Наиболее предпочтительной формой правления считает монархию.

Аргументы:

- совпадают интересы монарха и народа

- даже если монарх захочет наделить богатством свое окружение, с этим еще можно смириться, так как у одного монарха их не так уж много.

- люди всегда испытывают страх перед безответственностью верховной властью, суверен может наказать каждого гражданина и эта опасность возрастает пропорционально увеличению количества правящих.

Недостатки монархии меньше, чем в других формах правления. Они не должны порождать мнения о необходимости ее ограничения.

Основная задача суверена – не допустить распада государства.

Под благом следует понимать не только сохранение жизни, но насколько это возможно счастливой жизни.

Блага государства:

1) Защита от внешних врагов

2) Внутренний мир

3) Обогащение граждан в пределах, не нарушающих общественную безопасность

4) Свобода, не причиняющая вреда другим.

При любой власти источником власти является народ.

Всякая власть в государстве – абсолютная власть. При любой форме правления подданные должны выполнять свои обязанности до тех пор, пока она реально управляет страной.

Буржуазные принципы монархии:

- абсолютного равенства людей

- отказ от обожествления гос власти

- частная собственноть

Гоббс стоит у истоков модели буржуазного авторитарного государства.

Гоббс осуждал гражданскую войну.

Советский тоталитаризм – это кульминация гоббсовского течения в политике.

 

Джон Локк 1632 – 1704 гг жизни.

Сторонник теории компромисса между интересами короля и третьего сословия. Сторонник конституционной монархии.

Жил в семье. Которая была настроена против королевской династии Стюартов.

Вынужден был покинуть Англию и отправиться в эмиграцию.

Государственному состоянию предшествовало состояние естественное.

Важнейшей целью перехода к государству была так же защита частной собственности.

Это осознанный и разумный выбор людей.

Признаки государства:

- наличие общеустановленного закона

- судебные учреждения

- сила, способная исполнять приговор

Средства сохранения свободы личности в государстве.

Основное отличие естественного состояния от государственного – отсутствие гарантий свободы личности.

Потеря свободы личности – потеря всех прав человека.

Свобода человека, живущего в государстве:

- следование собственному желанию, когда это не запрещает закон

- не быть зависимым от непостоянной неопределенной воли человека.

Свобода личности – это не анархия, не право на произвол, а гарантия от произвола другого.

Соблюдение закона – гарантия свободы личности.

Создание государства налалагает на подчиненных обязательства. Основное – подчинение воли большинства, то есть соблюдение закона.

Ограничение свободы личности нормами естественного права. Но общество и государство также в своей деятельности.

Соотношение общей пользы и прав личности.

Гражданин должен служить общему благу, пока нет угрозы его личным интересам.

Человек является целью общества, центром общества.

Приоритет интересов личности над государством.

Средства:

- установить права, на которые не может посягать государство

- ввести принцип согласия граждан, как основы деятельности государства

- признать восстание народа как законное средство сопротивления тирании

- разделение властей и законность

Государство не может быть деспотическим, не может лишить человека его собственности без его согласия и не может передать право издания закона в другие руки.

 

Тирания – это осуществление власти помимо права.

Разделение властей – узурпация власти, для мечтающих о власти.

Разделить власть: законодательная, исполнительная, федеративная (осуществляет внешнюю деятельность государства, затрагивает тех, кто находится за пределами государства). Внутренняя власть распространяется на тех, кто подчиняется законам.

Принцип законности – еще одно средство охраны прав личности, включает обязательность законов для всех членов общества, включая власти, четкая законодательная регламентация государственной деятельности.

Силу закона имеет прежде всего акт, изданный и признанный законодательным органом, избранным и назначенным законом.

Форма правления определяется тем, кто находится у законодательной власти.

Деятельность зак власти должна быть ограничена общественным благом народом. Цель – сохранение общества. Законами природы, цель – сохранение человечества.

Законы государства должны быть направлены на охрану частной собственности.

Законодательный орган должен быть единственным и не должен никому передавать свои функции.

Абсолютную монархию Д. Локк считает несовместимой с гражданским обществом.

Против вмешательства государства в дела веры, против превращения церкви в гос организацию, против насилия сос стороны церкви, так как церковь – это добровольное общество.

Средства охраны прав граждан: принцип согласия народа, признание права за восстанием, принцип разделения властей и принцип законности.

Государство не может быть диспотическим. Не может лишить человека собственности, не может передать в чужие руки издание законов.

Принципы буржуазной юриспруденции: Неотчуждаемость прав личности, священное право частной собственности, принцип законности. Разделение властей, парламентское правление.

Считается родоначальником либерализма.