Периодизация ИППУ
Методология курса
Предмет ИППУ
Предмет и методология ИППУ
Начальник ОПКВК Л.В.Гулова
Расписание лекций для интернов на 2013-2014 уч.г.
Кафедра | Специальность | Дата | Время | Место проведения |
Биохимия | Н.НН,Д,ПД | 01.11.2013 | 8.00-14.35 | ГКБ№7, Лекционный зал, Каляева 19 |
Т,СУ,ПС,Э,Ф, И,СМП, Х | 20.11.2013 | 8.00-14.35 | ГКБ№7, Лекционный зал, Каляева 19 | |
АР,А,ЛОР | 05.12.2013 | 13.00-19.35 | ауд. № 6, Студенческая 10 | |
Инфекционные болезни | Д,КЛД,Э,ПС,СМП,Ф | 16.11.2013 | 11.00-17.35 | ауд. № 6, Студенческая 10 |
АР,О,Т | 04.12.2013 | 13.00-19.35 | ЦМА Студенческая 10 | |
Клиническая фармакология | Т,Н,НН,Д,ПД,ПС, КЛД, УСД | 14.10.2013 | 13.00-19.35 | ауд. № 4 Студенческая 10 |
ЛОР,Х,О,СМП,СОП,А | 12.11.2013 | 13.00-19.35 | ВОКОБ, лекц.зал, ул.Революции 905 года д.22 | |
СОП | 25.11.2013 | 13.00-19.35 | Санкорпус ВГМА | |
Детские инфекционные болезни | 28.11.2013 | 8.00-14.35 | ОДКБ №2 Хирургический корпус, ул.45 Стрелковой дивизии 64 | |
Дерматовенерология | СОП | 16.11.2013 | 8.00-14.35 | ГКБ№7, Лекционный зал, Каляева 19 |
Общественное здоровье и здравоохранение | Т | 22.10.2013 23.10.2013 24.10.2013 25.10.2013 | 15.30-17.05 15.30-17.05 15.30-17.05 15.30-17.05 | ауд. № 4 Студенческая 10 ЦМА Студенческая 10 ауд. № 4 Студенческая 10 ауд. № 4 Студенческая 10 |
Онкология | СОП.ТР.ДХ | 04.12.2013 | 13.00-19.35 | ауд. № 4 Студенческая 10 |
Оперативная хирургия | ПА,ДХ,ТР,Х | 02.12.2013 | 13.00-19.35 | ауд. № 6 Студенческая 10 |
Патологическая физиология | Т | 25.11.2013 | 13.00-19.35 | ауд. № 4 Студенческая 10 |
Фтизиатрия | Т | 7.12.2013 | 8.00-14.35 | Поликлиника ВОПТД им. Н.С. Похвисневой, акт. зал Шишкова 58 |
Перечень специальностей:
А - Акушерство и гинекология | ПД - Педиатрия |
АР - Анестезиология-реаниматология | ПС - Психиатрия |
Д – Дерматовенерология | Т - Терапия |
И - Инфекционные болезни | СОП - Стоматология общей практики |
КЛД - Клиническая лабораторная диагностика | ТР - Травматология и ортопедия |
НН – Неонатология | Э - Эпидемиология |
Н - Неврология | Ф - Фтизиатрия |
О - Офтальмология | ЛОР - Оториноларингология |
ОГ - Общая гигиена | ДХ - Детская хирургия |
ПА - Патологическая анатомия | Х - Хирургия |
СУ – Судебно-медицинская экспертиза медицина | ПА-Патологическая анатомия |
СМП- Скорая медицинская помощь | УСД –Управление сестринской деятельностью |
Вопрос 1.
ИППУ – история теории государства и права.
ИППУ – история общих закономерностей развития, возникновения и функционирования государства и права.
ИППУ – изучает представление, суждение о том, как возникло государство и право, как оно развивалось и т.д.
Включает в себя идеальный аспект в представлении государства.
Сначала возникает объект (гос. и право), затем первые суждения, концепции, представления. Они отражают уровень политического и правового сознания общества. Каждому слою присущ свой уровень.
Деятельность всех индивидов и организаций осуществляется путем социального общения, целью которого является политико-правовое знание. Оно вбирает в себя обыденное сознание и определенные черты теоретического познания, которое определяется учеными и т.д.
На содержание политико-правового учения оказывает влияние идея, господствующая в обществе. Обязательно есть предшественники. Долгое время существовала позиция марксизма-ленинизма, и все, что считалось верным с позиции м-л, считалось познавательным. Правильными считались теории о классовой борьбе и т.д.
Конфуций исходил из того, что должна быть единая идеология и теории должны были быть основаны на ней, а все остальные теории вредны для сознания общества.
ИППУ – это многоэтажное здание, из философии, юриспруденции, политики, психологии и т.д.
ППУ обязательно базируется на предшествующих идеях. (17 век, теория Томаса Гобса, его знаменитая работа Левиофан, в котором государство сравнивается с Левиофаном, то есть это искусственно созданный механизм, машина. Определение государства по Марксу и Энгельсу в 19 веке – это машина подавления одного класса другим.)
Каждое ППУ привязано к определенному историческому периоду. У Лейста определение ППУ – это государственно-правовая реальность эпохи, выраженная в системе понятий и категорий.
Первые учебники: Чечерин, Шершеневич, Новгородцев, Корпунов
В Советский период дисциплина называлась История политических учений.
В предмет ИППУвходит: история теоретических воззрений о наиболее существенных аспектах политики и права в их внутренних взаимосвязях и взаимовлиянии.
Предметом ИППУ являются политические правовые учения прошлого, взятые в их генезисе историческом развитии и связи с современностью.
Изучаются формы теоретического познания (представления) государства и права.
ИППУ – наука историко-правового цикла.
Вопрос 2.
Каждая теория проверяется с точки зрения принципа историзма, предполагая движение от прошлого через современность к будущему (так понимается с нового времени).
В древнем мире предполагалось циклическое развитие, то есть каждый этап – это повторение того, что уже однажды было. (Платон предполагол в основе развития: порчу человеческой натуры и отхождение от божественного начала. 1 - …, 2 – честолюбцы военные, 3 – олигархи, 4 – народ, 5 – тиран.)
Только начиная с 18 века принцип историзма начал трактоваться иначе. Было высказано, что в начале исторического развития лежит человеческий разум. (Кант, Монтескье) Гегель всю человеческую историю трактует как познание объективной истины. То есть политика – углубление философских учений. Торжество права и свободы – создание семьи, гражданского общества и государства. Правосвобода является справедливостью только тогда, когда она ограничена моралью.
Ницше: вечное возвращение того, что однажды было.
Исторический подход – 1 - определяет роль и назначение той или иной ППТ в системе знаний; 2 - прослеживает связи между различными теориями прошлого и современности в ретроспективе и перспективе; 3 – оценка прошлой теории с высоты настоящего развития; 4 – хронологическая последовательность, преемственность, формирование тех или иных концепции и школ.
Проблемно-категориальный подход – изучает не только политическо-правовые идеи во времени, но и опредеделяет их положение.
Исторический метод включает в себя:
исторический элемент – характеристика эпохи;
теоретический элемент – понятийный аппарат, отношение его к общим политическим проблемам;
программный элемент – критика существующего слоя, картина идеального государства.
Сравнительно-исторический метод позволяет синхронный анализ правовых теорий, конкретизировать наши знания, выделить общие и особенные черты, выявить критерии классификации этих теорий, дать более точную оценку.
Диахромный анализ – сравнение теорий во времени внутри одного государства, выясняются проблемы преемственности, позитивные и негативные черты теорий.
Все эти методы применяются для более детального исследования теорий и позволяют определить место теории в современном обществе.
Вопрос 3.
Критерии периодизации:
- эволюционный подход
- инновационный подход
- социализационный подход (цееностно-смысловая сфера общества; социальное мышление; духовная сфера)
Периоды:
1. Возникновение первых государств (Идеология сословно-кастового слоя – 15в)
2. Переход к гражданскому обществу (16 – 17вв)
3. Гражданское общество (19-20вв)
Периоды:
1) Период древнего мира 5 в до н.э. – 5 в н.э (рабовладельческий) Все политико-правовые идей существовали в форме мифов. В них высказываются идей добра, мира, порядка, что человек должен повиноваться небесным законам и любое их нарушение повлечет гнев богов. Это был период язычества. Политика Китая и Индии. Верховная собственность государства на землю, эксплуатация крестьян-общинников. Восточная деспотия. Модель: власть царя от Бога. Теократическая модель правления. Царь отвечает не перед людьми, а перед Богом. Идеализация старых обычаев. В Древней Греции: Античный способ производства, т. е. рабовладение. Полисная система. Аристократическая или рабовладельческая демократия. Быстрая и частая смена политической власти. Поиски совершенной государственной системы, идеальной формы правления, идеального государства. Общая черта – полное подчинение личности государству. Рабы не являлись гражданами государства.
2) Средневековье 5 в н.э. – 17 в. Появление Христианства, признание его официальной религией Рима, Падение Римской империи. Христианизация общества и политики. Внесены принципы человеколюбия, отказ от многих рационалистических политико-правовых идей периода Рима. Господство двух направлений: скаластики и теологии. Соотношение духовной и светской власти. В 7в появляется третья мировая религия – Ислам. Исходит из идеи слитности властей, духовной и светской.
3) Эпоха возрождения и реформации – 14 – 16 вв. возрождение интересов к античной идеологизации, провозглашает идею, что человек в центре мироздания. Никола Микоавелли является основателем светской историко-правовой науки. Смену политического строя начинает объяснять борьбой между народом и аристократами. Реформация – реформа Римской католической церкви, критика Папского престола. Появляется Протестантизм – о спасении личной веры.
4) Развитие буржуазной революции – с 17 – 18 вв. Англия, США, Франция. Первая в 1566г в Нидерландах (Голландия). Вторая в Италии. Третья во Франции в 1678г. все эти идее имеют единую подоплеку: просветительство, человеколюбие, человеческий разум управляет миром. Единая идея: мнение правит миром. Провозглашение Конституционной монархии, резкая критика абсолютной монархии. Единственный достойный вид монархии – просвещенная монархия, просвещенный абсолютизм. Появляется теория народного …. Идея народной власти, господство общей воли. Возникает теория естественного права, естественные, неотчуждаемые права личности. Появляется теория общественного договора: государство создается не по воле Бога, а по совместному соглашению народов. Высказываются идеи против узурпации власти. 19 в – развитие капиталистических отношений, созданные промышленным переворотом конца 18 начала 19 вв. важнейшая теория – теория либерализма. Либерализм – политические свободы и права личности, выборность, сменяемость власти. Важнейшие цели и способы разрешения всех политических проблем – введение всеобщего избирательного права. Либерализм – (экономический) полная свобода предпринимательства, невмешательство государства в сферу экономики. Появляется теория Ч. Дарвина о том, что человек произошел от обезьяны и в животном мире выживает сильнейший. Этот же принцип был применен в экономике. Политический и экономический либерализм – это два разных направления. Свобода предпринимательства должна быть ограничена ради обеспечения социальной справедливости (мнение политических либералистов). Все методы, которые применялись в биологии, применялитьсь в политико-правовых учений. В юриспруденции появляется такое течение как позитивизм. Изучать сущее, а не дожное, то есть реально имеющие место общественные отношения. Появляется два направления: социологический и юридический позитивизм. Общие черты: единая методология, изучение реальности. Различный предмет изучения: общество (государство как часть общества) и государство и право развивается по своим внутренним законам. Право часто сводится к закону. Задача юриспруденции сводится к логико-прагматическому толкованию закона. Идея Французской революции – Свобода, равенство и братство. Резкая критика капитализма. Появляются теории: коллективистские (Марксизм), анархизма. Главная идея – призыва к освобождению личности. С точки зрения анархизма основной причиной бедственного положения народа является государство. «Государство (ТИГР) насыщается кровью народа». Максимальная децентрализация власти. Идея разрушения государства и создание объединения эгоистов. Аполитичность, отрицание партий, выборов, политической борьбы. Самоуправление личности, личность должна достичь такого уровня, чтобы не нуждаться в государстве. Теория марксизма – государство – это механизм насилия. Государство в таком значении должно отмереть. В дальнейшем происходит стабилизация капитализма, кризис реального социализма, происходит смена правовых концепций, право перестает ассоциироваться только с государством, источниками права признается деятельность судов, корпораций и т. д. Большевики следуют курсу на мировую социалистическую революцию.
Каждый период характеризуется устойчивостью идей и единообразием.
Политико-прававая мысль в России формируется в религиозном ключе, начиная с Петровской эпохи. Важнейший период – 19 – начало 20 вв.