Государственное регулирование Интернета за рубежом
В мире нет единого подхода.
В отдельных странах ограничивается доступ к «информации для взрослых».
В некоторых странах она разрешена, но ограничивается экстремистская информация.
Куба. В Кубе для того, чтобы получить доступ к Интернету надо получить соответствующую лицензию. При этом необходимо купить определенное оборудование, которое продается в определенных магазинах по разрешению. Объясняется такое огранчиение тем, что таким образом Куба не подвергает опасности национальную безопасность.
Китай. В Китае для доступа к Интернету гражданину нужно также получить платную лицензию и указать какие сетевые ресурсы он намерен посещать: отечественные или иностранные. Провайдеров обязуют фильтровать содержание иностранных сайтов. Китайцам запрещено распространять через Интернет какую-либо аудиовизуальную продукцию. В Китае вступил в силу закон, по которому за вранье в Интернете предусмотрено лишение свободы. Закон позволяет привлекать граждан к уголовной ответственности, если размещенная информация не соответствует действительности и получает широкое распространение в Интернете. Так, за ложное сообщение, получившее более 500 репостов автор может быть приговорен к 3 годам лищения свободы. Тюремные сроки предусмотрены также для авторов сообщений, собравших более 5.000 просмотров. Иностранные инвесторы не ограничиваются в пользовании Интернетом, при том для своих граждан много ограничений!
США. Государственное регулирование Интернета началось с ограничений. В феврале 1996 года был принят акт о соблюдении приличий в средствах массовой коммункации. Цель: оградить детей от доступа к порнографии.
Франция. В 2000 году был принят законопроект об обязательной регистрации владельцев всех веб-сайтов и об уголовной ответственности провайдеров за предоставление хостинга неидентифицированным пользователям. Хостинг – услуга по размещению информации в Интернете. Кроме этого провайдеры обязаны сообщать сведения о владельцах сайтов заинтересованным третьим лицам.
Германия. На провайдеров услуг возлагается ответственность за содержание, предоставляемое третьей стороной, если они осведомлены об этом содержании и блокирование его технически возможно и обосновано. Кроме того провайдеры обязаны блокировать незаконную информацию. Провайдер отвечают за содержание собственной информации, которую они предоставляют пользователям.
Северная Корея. Самое жесткое регулирование. В ней имеют ограниченны доступ в Интернет ряд организаций, получивших для этого специальное разрешение. К таким организациям относятся МИД, иностранные представительна, некоторые научно-технические организации, партийные деятели, а также идеологи, пропагандирующие официальную политику государства. На начало 2013 года насчитывалось 1200 IP-адресов. У них нет своего сегмента, они в сегменте Китая.
Существует 3 модели государственного регулирования Интернета:
1. Континентальная (европейская). Направлена на обеспечение баланса контроля со стороны государства и частной инициативы. Особенности:
a.Личная инициатива имеет жесткую регламентацию со стороны законодательства;
b.На первое место выдвигается развитие услуг по функциональному и практическому информированию граждан:
Ø В Швейцарии стимулируются социальные программы;
Ø Во Франции – техническое обеспечение.
2. Англоамериканская. Характерные черты:
a.Полная либерализация рынка информационных технологий;
b.Контроль государства доведен до минимума, приоритет частной инициативы;
c.Главная цель: стимулирование обеспечения технического прогресса;
d.Очень гибкое законодательство;
e.Информационные технологии ориентированы на развлечения.
3. Азиатская. Особенности:
a.Государство участвует в обеспечении крупных вложений в развитие информационных технологий;
b.Создаются как материальные, так и социальные структура;
c.!Основана на иерархичности общества.
Глобальные проблемы правового регулирования Интернета:
1.Отсутствие единого нормативного правового регулирования;
2.Отсутствие правовой основы разноуровневой интеграции информационного пространства: мировой, региональный и пространный;
3.Необходимо создание центра формирования единого информационного пространства;
4.Необходим полноценный мониторинг единого информационного пространства;
5.Необходима сертификация информационных продуктов и деятельности субъектов;
6.Необходимо установление ответственности за формирование единого информационного пространства;
7.Необходимо законодательное ограничение информационной экспансии.