Понятие и виды информационных отношений

Методы и принципы ИП

 

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли ИП на информационные отношения.

 

Традиционно:

· Императивный. Применяется при формировании и реализации государственной политики, определения компетенции органов государственной власти в сфере предоставления информации, в регулировании отношений в области СМИ, информационной безопасности и тд.

 

· Диспозитивный. Применяется при регулировании отношений информационной собственности, при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения.

 

 

Под принципами ИП понимаются основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере.

К принципам ИП относятся:

1.Принцип сбалансированности интересов личности, общества и государства;

2.Законность;

3.Гласность;

4.Правовое равенство;

5.Ответственность;

6.Распростаняемость информации (одна и та же информация одновременно принадлежать неограниченному кругу лиц).

 

Ст.4 Закона от 10.11.2008 года «Об информации…» устанавливает следующие принципы правового регулирования информационных отношений:

1.Свобода поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения информации, а также пользования информацией;

2.Установление ограничений распространения и/или предоставления информации только законодательными актами;

3.Своевременность предоставления, объективность, полнота и достоверность информации;

4.Защита информации о частной жизни и персональных данных;

5.Обеспечение безопасности личности, общества и государства при пользовании информацией и применении информационных технологий;

6.Обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации информационных систем и информационных сетей в случаях, установленных законодательством РБ.

 

 

Информационные отношения -- это регулируемые нормами ИП общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере.

В юридической науке выделяют следующие особенности информационных правоотношений:

1.Участником данных правоотношений являются все виды субъектов права;

2.Они возникают по воле участников отношений или на основе реализации международных или национальных правовых предписаний;

3.Правоотношения могут возникать помимо воли одной из сторон в результате перезаписи и принудительной рассылки информации и только при установлении источника такой рассылки распространения информации;

4.Правоотношения могут быть срочными и бессрочными. Бессрочные длятся независимо от воли субъекта на основе закона;

5.В зависимости от правого режима информационного объекта и роли субъекта содержание правоотношения может быть публичным, гражданско-правовым либо смешанным;

6.На большую часть информационных правоотношений распространяется режим открытости и гласности;

7.Элементами правоотношений являются:

a. Субъекты (тот, кто наделен информационными правами и обязанностями) В Законе «Об информации» раскрываются:

Ø Обладатель информации;

Ø Пользователь информацией;

Ø Собственник и владелец программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и сетей;

Ø Информационные посредники;

Ø Оператор информационных систем;

ü У граждан правосубъектность с рождения, у государства с образования в установленном порядке.

b. Объекты. Нет единого зрения:

Ø Объект имущественных отношений;

Ø Объект неимущественных отношений;

Ø Копылов: документированная информация, информационные продукты и услуги, исключительные права и тд.;

Ø Другой автор: действия сторон, а предмет – информация.

c. Содержание:

Ø Материальное поведение субъекта;

Ø Субъективные юридические права и обязанности.

 

Основания возникновения:юридический факт.

 

Классификация:

1. По цели:

a.Регулятивные;

b.Охранительные.

 

2. По содержанию:

a. Материальные. Возникают в информационной сфере, регулируемые материальными нормами ИП;

b. Процессуальные. Складываются в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются информационно-процессуальными нормами.

 

3. По соотношению прав и обязанностей участников:

a. Вертикальные. Один из участников подчинен другому. Они возникают на основании одностороннего волеизъявления;

b. Горизонтальные. Равноправие.

 

4. По направленности деятельности в информационной сфере:

a.Владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами;

b.Сбор, обработка, передача, хранение и распространение информации;

c.Обеспечение безопасности информации и информационных ресурсов;

d.Право интеллектуальной собственности;

e.Функционирование информационной инфраструктуры.