Понятие и виды информационных отношений
Методы и принципы ИП
Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли ИП на информационные отношения.
Традиционно:
· Императивный. Применяется при формировании и реализации государственной политики, определения компетенции органов государственной власти в сфере предоставления информации, в регулировании отношений в области СМИ, информационной безопасности и тд.
· Диспозитивный. Применяется при регулировании отношений информационной собственности, при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения.
Под принципами ИП понимаются основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере.
К принципам ИП относятся:
1.Принцип сбалансированности интересов личности, общества и государства;
2.Законность;
3.Гласность;
4.Правовое равенство;
5.Ответственность;
6.Распростаняемость информации (одна и та же информация одновременно принадлежать неограниченному кругу лиц).
Ст.4 Закона от 10.11.2008 года «Об информации…» устанавливает следующие принципы правового регулирования информационных отношений:
1.Свобода поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения информации, а также пользования информацией;
2.Установление ограничений распространения и/или предоставления информации только законодательными актами;
3.Своевременность предоставления, объективность, полнота и достоверность информации;
4.Защита информации о частной жизни и персональных данных;
5.Обеспечение безопасности личности, общества и государства при пользовании информацией и применении информационных технологий;
6.Обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации информационных систем и информационных сетей в случаях, установленных законодательством РБ.
Информационные отношения -- это регулируемые нормами ИП общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере.
В юридической науке выделяют следующие особенности информационных правоотношений:
1.Участником данных правоотношений являются все виды субъектов права;
2.Они возникают по воле участников отношений или на основе реализации международных или национальных правовых предписаний;
3.Правоотношения могут возникать помимо воли одной из сторон в результате перезаписи и принудительной рассылки информации и только при установлении источника такой рассылки распространения информации;
4.Правоотношения могут быть срочными и бессрочными. Бессрочные длятся независимо от воли субъекта на основе закона;
5.В зависимости от правого режима информационного объекта и роли субъекта содержание правоотношения может быть публичным, гражданско-правовым либо смешанным;
6.На большую часть информационных правоотношений распространяется режим открытости и гласности;
7.Элементами правоотношений являются:
a. Субъекты (тот, кто наделен информационными правами и обязанностями) В Законе «Об информации» раскрываются:
Ø Обладатель информации;
Ø Пользователь информацией;
Ø Собственник и владелец программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и сетей;
Ø Информационные посредники;
Ø Оператор информационных систем;
ü У граждан правосубъектность с рождения, у государства с образования в установленном порядке.
b. Объекты. Нет единого зрения:
Ø Объект имущественных отношений;
Ø Объект неимущественных отношений;
Ø Копылов: документированная информация, информационные продукты и услуги, исключительные права и тд.;
Ø Другой автор: действия сторон, а предмет – информация.
c. Содержание:
Ø Материальное поведение субъекта;
Ø Субъективные юридические права и обязанности.
Основания возникновения:юридический факт.
Классификация:
1. По цели:
a.Регулятивные;
b.Охранительные.
2. По содержанию:
a. Материальные. Возникают в информационной сфере, регулируемые материальными нормами ИП;
b. Процессуальные. Складываются в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются информационно-процессуальными нормами.
3. По соотношению прав и обязанностей участников:
a. Вертикальные. Один из участников подчинен другому. Они возникают на основании одностороннего волеизъявления;
b. Горизонтальные. Равноправие.
4. По направленности деятельности в информационной сфере:
a.Владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами;
b.Сбор, обработка, передача, хранение и распространение информации;
c.Обеспечение безопасности информации и информационных ресурсов;
d.Право интеллектуальной собственности;
e.Функционирование информационной инфраструктуры.