SWOT-анализ

Успешная стратегия направлена на реализацию перспективных возможностей и защиту от угроз в настоящем и будущем.

Выявление угроз прибыльности компании

Компании не следует приниматься за реализацию рыночных возможностей, если она не имеет и не может получить для этого соответствующих ресурсов.

Оценивая возможности и привлекательность отрасли, менеджеры должны помнить, что возможности отрасли и возможности компании не всегда совпадают. Не каждая компания за­нимает положение, позволяющее использовать все существующие в отрасли возможности. Менеджеры всегда должны думать над тем, как использовать ресурсный потенциал компании в реализации привлекательных перспектив. Наиболее выгодны для компании те возможности отрасли, которые обеспечивают максимальный рост прибыли либо максимальные конку­рентные преимущества, а также те, которые оптимально соответствуют финансовому поло­жению и организационным возможностям компании.

 

Некоторые факторы внешней среды отрицательно влияют на благосостояние компании, например, появление более дешевых или эффективных технологий; внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта; выход на рынок иностранных конкурентов с низ­кими издержками; появление нормативных актов, негативно влияющих на деятельность компа­нии; поглощение более крупным конкурентом; демографические изменения; неблагоприятные изменения курсов иностранных валют; политические изменения в стране, где компания имеет фи­лиалы и пр. Одни внешние факторы риска одинаково угрожают всем действующим на рынке ком­паниям, другие лишь некоторым. В обязанности менеджеров входит выявление угроз благополу­чию компании в будущем и разработка мер, способных нейтрализовать или уменьшить их влияние.

 

 

В табл. 4.1 представлены основные факторы риска. Возможности и угрозы не только влияют на положение компании, но и указывают на необходимость стратегических изменений. Разработка стратегии в соответствии с фактическим положением компании предусмат­ривает, во-первых, реализацию возможностей, соответствующих ресурсам компании, и во-вторых, обеспечение защиты от внешних угроз.

 

SWOT-анализ — это оценка фактического положения и стратегических перспектив ком­пании, получаемая в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT-анализ показывает, насколько стратегия компании соответствует ее внутренним ресурсам и рыночным возможностям и не пора ли компании пе­ресмотреть заключение о слабости того или иного ресурса или опасности той или иной угро­зы. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем для реагирования на новые усло­вия внешней среды и обеспечения удовлетворительной прибыли, останутся ли сегодняшние сильные стороны компании таковыми и в будущем, есть ли в ресурсной базе компании пробе­лы, которые необходимо заполнить, надо ли компании рассмотреть новые конкурентные воз­можности, какие виды ресурсов и возможностей играют главную роль, а какие второстепенную. Другими словами, SWOT-анализ должен дать исчерпывающее описание состояния компании.