Метод бухгалтерского учета

 

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов (элементов), с помощью которых познается предмет бухгалтерского учета. К элементам метода бухгалтерского учета относятся: документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; система счетов и двойная запись; балансовое обобщение и отчетность.

Элементы метода бухгалтерского учета взаимно дополняют друг друга и неразрывно связаны между собой и процедурой бухгалтерского учета. Процедура бухгалтерского учета – это логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий отражения информации с целью формирования финансовой отчетности и управленческих сводок. Каждому этапу процедуры бухгалтерского учета присущи определенные элементы метода бухгалтерского учета:

· этапу первичного наблюдения - документация и инвентаризация;

· этапу стоимостного измерения – оценка и калькуляция;

· этапу текущей группировки - система счетов и двойная запись;

· этапу итогового обобщения – балансовое обобщение и отчетность.

Кратко рассмотрим перечисленные выше элементы метода бухгалтерского учета.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами.

Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и их регистрации.

Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета, представляет собой средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.

Оценка – способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение.

Калькуляция – способ исчисления себестоимости, то есть общей суммы затрат, относящихся к конкретному объекту учета.

Система счетов – обеспечивает экономическую группировку объектов бухгалтерского учета и получение о них необходимой информации для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью. Счета позволяют получить обобщенные характеристики об объектах учета, разрозненные сведения о которых имеются в документах.

Двойная запись – способ взаимосвязанного отражения различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями, в системе счетов.

Балансовое обобщение – сопоставление активов с источниками их образования. Такое сопоставление имеет контрольное значение, так как характеризуется постоянным равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования.

Бухгалтерская отчетность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.