Международные каналы. Правовой режим Суэцкого и Панамского каналов.

Международные каналы — гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международ­ного судоходства (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Конвенция относительно обеспече­ния свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г., которая провозгласила свободное пользование морским Суэцким кана­лом "на все времена и для всех государств" (преамбула). Со­гласно Конвенции, Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех торговых и во­енных судов без различия флага. Блокада канала запрещается. Не допускаются какие-либо военные, враждебные и иные дей­ствия, имеющие целью нарушение плавания по каналу. Он ос­тается открытым в военное время даже для военных кораблей воюющих стран, однако в пределах канала они не могут выса­живать или принимать на борт войска, выгружать или погру­жать оружие или какую-либо другую военную технику или оборудование.

Египетское правительство обязано принимать меры, необходимые для осуществления свободы судоходства по каналу. Полномочия по управ­лению, эксплуатации, содержанию и осуществлению необходи­мых мер для обеспечения судоходства возложены на Админи­страцию Суэцкого канала. Она издает правила плавания по ка­налу, которые должны соблюдаться всеми судами. Админист­рация вправе отказать в разрешении на вход в канал судам, которые являются опасными или могут помешать судоходству.

Основными международно-правовыми актами, устанавли­вающими режим судоходства по Панамскому каналу, были До­говоры между США и Панамой. В соответствии с этими Договорами Панамский канал, как и Суэцкий, открыт для невоенных и военных судов всех стран. Зона Панамского канала находилась под управлением США. В 1977 г. между США и Панамой были подписаны два Договора: о Панамском канале и о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского кана­ла. После их вступления в силу все прежние договоры прекра­тили свое действие. По Договору о Панамском канале США со­храняют "главную ответственность" за обеспечение судоходст­ва по каналу и его оборону до 31 декабря 1999 г. С 1 января 2000 г. канал и все сооружения переходят под суверенитет Панамы.

В Договоре о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала подтверждается свобода судоходства по ка­налу. Он будет "открытым для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства и недискриминации".

Протокол к этому Договору открыт для присоединения любого государства (СССР присоединился 1 марта 1988 г.). Цель Протокола — совместными усилиями гарантировать предусмот­ренный Договором нейтралитет канала, "поскольку указанный режим эффективного нейтралитета представляет собой луч­шую защиту канала и обеспечивает отсутствие любых враж­дебных актов против него".