Правовой режим внутренних морских вод.

Внутренние морские воды пред­ставляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внут­ренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.

Правовой режим внутренних морских вод России опреде­ляется Законом о Государственной границе РФ, Правилами плавания и пребывания в территориальных водах (территори­альном море) СССР, внутренних водах и портах СССР иностран­ных военных кораблей от 28 апреля 1983 г., Таможенным ко­дексом РФ от 18 июня 1993 г., Водным кодексом РФ от 16 нояб­ря 1995 г. и ведомственными актами.

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Изве­щениях мореплавателям. Открытыми портами в России объявлены Санкт-Пе­тербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туап­се, Находка, Корсаков и др.

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежно­го государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов. Не требуется разрешения на заход во внутренние воды и порты иностранных военных ко­раблей, если на их борту находятся главы государств или пра­вительств.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход ино­странных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоя­тельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, достав­ка спасенных людей и др.

В целях обеспечения безопасности или во избежание воз­можного загрязнения окружающей среды прибрежные государ­ства предусматривают особый порядок, ограничение или за­прещение входа судов с ядерными установками, а также кораб­лей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру.

Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществ­ляется под наблюдением органов таможенного контроля. Гру­зы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошли­нами.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ре­монтные работы), пользование сооружениями (причалами, мая­ками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деятельность, ры­боловство или иной промысел могут осуществляться иностран­ными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибреж­ного государства.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутрен­них водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежно­го государства.

Военные корабли во внутренних водах и портах пользуют­ся правом неприкосновенности. К иностранному военному ко­раблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Однако это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного госу­дарства; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.

Каждое судно подлежит освидетельство­ванию со стороны должностных лиц прибрежного государства.