Работа с документами
Проработка документов – метод, позволяющий получать уже имеющиеся в обществе, зафиксированные сведения самого разного характера: от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. Журналист может встроить их в свой материал, а может ограничиться только изучением найденных данных, чтобы составить себе представление о происходящем.
Существует многообразная классификация документов:
1) по форме изложения
– статистические;
– вербальные;
2) по общей значимости
– официальные;
– неофициальные;
3) по способу фиксации информации
– письменные документы;
– иконографические (картины, кино- и фотодокументы);
– фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, CD-диски и др.).
Работа с документами включает в себя поиски документа, его освоение и проверку. Чтобы найти документ журналисту требуется высокий уровень библиографической грамотности, представление о структуре органов власти, в которых готовятся официальные документы, о том в каком отделе официальных структур можно получить тот или иной документ.
Освоение документа складывается из трех процедур: извлечения данных, их интерпретации и фиксации. При этом надо иметь в виду, что документ содержит в себе не только специально внесенные в него сведения, но и такие, которые составитель не намеревался в него закладывать, например, сообщение об условиях его создания, о личностных особенностях составителя.
Проверка документа предполагает установление его подлинности, т.е. что он действительно создан тем автором и при тех обстоятельствах, которые названы или предполагаются в тексте; достоверности, т.е. что сведения, изложенные в нем соответствуют действительным событиям; и надежности, т.е. достаточно ли сведений, содержащихся в этом документе для серьезных выводов.
При первом знакомстве с документом, определяя его подлинность, журналист выясняет:
· подготовлен ли документ компетентным и уполномоченным для этой цели лицом;
· не искажены ли фамилии должностных лиц;
· соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа);
· подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом.
Желательно также установить дату появления документа и его номер.
Важно, знакомясь с текстом, отделять события от его оценок. Используя отдельные фрагменты текста в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует.
Делая извлечения из документа, журналист:
– фиксирует точное название документа, его дату, автора и место издания;
– заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;
– помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;
– по завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.
Личными документами можно распоряжаться только с разрешения их владельца.
Во всех случаях журналисту может потребоваться помощь специалистов, способных выступить в качестве экспертов в изучении документов.