Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
Метод и жанр
Метод и жанр
Если методы изложения действительности могут быть использованы вне зависимости от жанра, то методы изучения тяготеют к определенному жанру. Некоторые жанры предполагают основной метод изучения действительности, хотя жестко за ними не закреплены. Соотношение метода и жанра представлено в табл. 5.3.
Таблица 5.3.
жанр | метод изучения |
Информационная заметка | проработка письменных источников, беседа (опрос), наблюдение |
интервью | беседа, для подготовки к интервью: наблюдение, проработка письменных источников |
репортаж | наблюдение |
статья | проработка письменных источников, наблюдение и беседа (опрос) |
очерк | наблюдение, беседа (опрос), проработка письменных источников |
фельетон | наблюдение, проработка письменных источников |
рецензия | Наблюдение, беседа (опрос) |
Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
Методы журналистского творчества делятся на методы изучения действительности и методы изложения неслучайно. Сам журналистский текст дает к этому повод.
Материал, написанный журналистом, – одновременно результат освоения действительности, поскольку содержит в себе информацию, собранную и переработанную журналистом и результат творческого воплощения этих знаний в форме оригинального текста с оригинальной, присущей только этому журналисту формой подачи. Более того, если говорить о познании мира, то журналистский текст представляет собой синтез интерпретации сведений, полученных журналистом из разных источников с информацией «внутренней» (знания, ценностные установки, собственный внутренний мир журналиста). Итак, познавательная деятельность журналиста включается в структуру творческого акта. В чем же особенности познавательной деятельности журналиста?
Каждый отдельный человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно и опосредованно, через собственный контакт с нею и через информационные продукты, созданные другими людьми, выступающими как субъекты разных видов творческой деятельности. Одна из функций журналистики – информационная. Первоочередная задача журналистов – создавать информационные продукты оперативного пользования, предназначенные для оперативного познания изменений действительности. Журналистские тексты становятся, таким образом, одним из источников познания мира и ориентации в нем для большого числа людей. Поэтому так важно, чтобы познание мира журналистами было адекватным реальности, максимально объективным.
Социальные последствия неадекватности действительному миру сообщений в СМИ, бывают весьма ощутимы. Пример, ставший классическим: гимн «мирному атому» усыпил бдительность человечества и привел к Чернобылю. А реакция западного мира на Чечню как регион, где попираются права чеченцев, усыпила бдительность правительств этих стран и не позволила предупредить известный террористический акт в США 11 сентября. Один из путей, ведущих к увеличению надежности массовой информации, связан с личностью журналиста, с совершенствованием его умения познавать мир в процессе творческой деятельности.
Творческий процесс всегда начинается освоением действительности. Первый этап творчества – возникновение или обнаружение проблемной ситуации журналистом. В дальнейшем освоение и разрешение проблемной ситуации строится на накоплении и систематизации знаний по проблеме. Без накопления информации не преодолеть той проблемной ситуации, какой является начало любого творческого акта.