Лекция 6.
Томас Гоббс1588-1679
«Левиафан», «Форма и власть государства или материи церковного и гражданского»
основные тезисы:
· государство - сила, обеспечивающая право и законность
· вводит термин «Общественный договор»
· добровольное ограничение свободы на основе общественного договора
· но его основе акт перехода из естественного, необузданного состояния к гражданскому, государственному
· Общественный порядок и законность люди могут обеспечить самостоятельно.
· антиидеалист - стремление к личной свободе дико, незаконно, должно самоограничиваться
· стремление к личной свободе неправильно и незаконно
· вводит теоретические рамки для ограничения
· право ограничивает свободу
· где границы вмешательства ?
· «Свобода может ограничена только свободой другого индивида» - 6 президент Джон Адамс
· высшая государственная власть абсолютна, какой бы она не была
Эразм Роттердамский1466-1536
· «Жалоба мира» – 1517 – осуждение войны
· Гуманист (идеализм)
· голландец, незаконорожденный
· преподавал в кембридже
· стал монахом
· при дворе карла 5 стал советником
· создал школу германского гуманизма
· идейная подоплека формируется с него
· в основе европейской интеграции - базовые ценности
· кризис евроцентризма последнее время
· перечисляет все бедствия от войны, виновники - верховная власть
· в человеческом обществе всегда полно глупости, все делается дураками для дураков, но самая большая глупость - война
Жан жак Руссо1712-1778 Франция
· основоположник музыкального романтизма
· композитор, философ, писатель
· протестант, мать умерла при родах
· отец - небогатый часовщик, учитель танцев
· испытывал нужду, первый успех - когда поставил оперу
· к 1734 году начинает писать трактаты
· первая мысль: просвещение вредно, и сама культура ложь и преступление
· Руссо - провокатор 18 века
· Госпожа д’Эпине построила для него на своей даче эрмитаж - там написал:
· новая иллоиза
· эмиль
· общественный договор (пришлось отправится в изгнание из-за этой работы)
· 9 лет скитался, преследовался
· впервые попытался объяснить причину социального неравенства (раньше воспринималась как данность)
· есть определенные социальные причины
· государство возникает только в результате консенсуса, и ели уже есть неравенство, то все согласны - зачатки политической ответственности
· выражается в общественном договоре консенсус
· руссо характеризует его подробно
· именно благодаря консенсусу верховная власть принадлежит всему народу
· есть теоретические формы, есть право
· суверенитет народа неотчуждаем, неделим , независим и абсолютен
· формируетя закон, который является единственной формой защиты индивида
· имущественное неравенство может быть изменено путем изменением закона
· под его влиянием возник референдум
· возможно бороться с неравенством
· предтеча политической ответственности
· если народ терпит монарха, значит это выбор народа
Иммануил Кант1724-1804
· великий прусский философ в Кёнигсберге, никогда не выезжал из него
· родоначальник немецкой (современной) классический философии
· в небогатой семье ремесленников, сам зарабатывал себе на гимназию
· кант получает кафедру профессора – 1755г.
· преподает кучу времени в этом университете
· трактат «К вечному миру» закладывает к вечному миру, единство нации в Европе.
· глубокий рационалист, яркий просветитель
· «Есть две вещи, поражающие меня - звездное небо и нравственный закон внутри меня»
· «критика чистого разума» - основа гносеологии Канта
· «критика практического разума»- этика Канта
· критика способности суждения
· красота, добро, истина
· похоронен в кафедральном соборе
· «Антиномия чистого разума» - тезис-антитезис
· мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; антитезис - бесконечен и во времени и в пространстве
· всякая сложная субстанция состоит из простых частей, и вообще существует только простое; ... и вообще в мире нет ничего простого
· решения антиномии никогда нельзя найти в опыте
· категорический императив - категорическое правило - по канту, это объективное принуждение к поступку - это нравственный закон
· при этом, на нравственном законе должны основываться юридические законы
· не бывает государства, не принуждающегося к внутренней или внешней революции
· право сильных не основано на нравственных законах,
· формы реализации наиболее реальны
· против господства на МО права силы
· Естественное развитие государства
· Государственное устройство не может быть без эволюции