Лекция 6.

Томас Гоббс1588-1679

«Левиафан», «Форма и власть государства или материи церковного и гражданского»

основные тезисы:

· государство - сила, обеспечивающая право и законность

· вводит термин «Общественный договор»

· добровольное ограничение свободы на основе общественного договора

· но его основе акт перехода из естественного, необузданного состояния к гражданскому, государственному

· Общественный порядок и законность люди могут обеспечить самостоятельно.

· антиидеалист - стремление к личной свободе дико, незаконно, должно самоограничиваться

· стремление к личной свободе неправильно и незаконно

· вводит теоретические рамки для ограничения

· право ограничивает свободу

· где границы вмешательства ?

· «Свобода может ограничена только свободой другого индивида» - 6 президент Джон Адамс

· высшая государственная власть абсолютна, какой бы она не была

 

Эразм Роттердамский1466-1536

· «Жалоба мира» – 1517 – осуждение войны

· Гуманист (идеализм)

· голландец, незаконорожденный

· преподавал в кембридже

· стал монахом

· при дворе карла 5 стал советником

· создал школу германского гуманизма

· идейная подоплека формируется с него

· в основе европейской интеграции - базовые ценности

· кризис евроцентризма последнее время

· перечисляет все бедствия от войны, виновники - верховная власть

· в человеческом обществе всегда полно глупости, все делается дураками для дураков, но самая большая глупость - война

 

 

Жан жак Руссо1712-1778 Франция

· основоположник музыкального романтизма

· композитор, философ, писатель

· протестант, мать умерла при родах

· отец - небогатый часовщик, учитель танцев

· испытывал нужду, первый успех - когда поставил оперу

· к 1734 году начинает писать трактаты

· первая мысль: просвещение вредно, и сама культура ложь и преступление

· Руссо - провокатор 18 века

· Госпожа д’Эпине построила для него на своей даче эрмитаж - там написал:

· новая иллоиза

· эмиль

· общественный договор (пришлось отправится в изгнание из-за этой работы)

· 9 лет скитался, преследовался

· впервые попытался объяснить причину социального неравенства (раньше воспринималась как данность)

· есть определенные социальные причины

· государство возникает только в результате консенсуса, и ели уже есть неравенство, то все согласны - зачатки политической ответственности

· выражается в общественном договоре консенсус

· руссо характеризует его подробно

· именно благодаря консенсусу верховная власть принадлежит всему народу

· есть теоретические формы, есть право

· суверенитет народа неотчуждаем, неделим , независим и абсолютен

· формируетя закон, который является единственной формой защиты индивида

· имущественное неравенство может быть изменено путем изменением закона

· под его влиянием возник референдум

· возможно бороться с неравенством

· предтеча политической ответственности

· если народ терпит монарха, значит это выбор народа

Иммануил Кант1724-1804

· великий прусский философ в Кёнигсберге, никогда не выезжал из него

· родоначальник немецкой (современной) классический философии

· в небогатой семье ремесленников, сам зарабатывал себе на гимназию

· кант получает кафедру профессора – 1755г.

· преподает кучу времени в этом университете

· трактат «К вечному миру» закладывает к вечному миру, единство нации в Европе.

· глубокий рационалист, яркий просветитель

· «Есть две вещи, поражающие меня - звездное небо и нравственный закон внутри меня»

· «критика чистого разума» - основа гносеологии Канта

· «критика практического разума»- этика Канта

· критика способности суждения

· красота, добро, истина

· похоронен в кафедральном соборе

· «Антиномия чистого разума» - тезис-антитезис

· мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; антитезис - бесконечен и во времени и в пространстве

· всякая сложная субстанция состоит из простых частей, и вообще существует только простое; ... и вообще в мире нет ничего простого

· решения антиномии никогда нельзя найти в опыте

· категорический императив - категорическое правило - по канту, это объективное принуждение к поступку - это нравственный закон

· при этом, на нравственном законе должны основываться юридические законы

· не бывает государства, не принуждающегося к внутренней или внешней революции

· право сильных не основано на нравственных законах,

· формы реализации наиболее реальны

· против господства на МО права силы

· Естественное развитие государства

· Государственное устройство не может быть без эволюции