Вашингтонская конференция: 1921-1922г.
США, Китай, Великобритания, Португалия и др. Советская Россия на неё не призвана
Ограничение вооружений на определённых театрах войны.
Развернулась борьба за Евразию, Африку
Признание того, что весь мир влияет на МО
6 февраля 22г. подписан договор 5 держав. Фиксируемая открытая политика Китая.
Одновременно подписывается Вашингтонское морское соглашение. США пытаются защитить свои интересы. Ограничение тоннажа судов в пользу США.
Версальская (европейская) вашингтоская (азия, тихоокеанская)
Вторая Мировая война:
Стремление к всемирному господству Германии и СССР
Параллельно требуется оттянуть войну для США и Великобритании – они вошли в войну на максимально выгодных условиях, СССР – минимально выгодный момент.
лучший результат у США: не допустили войны на своей территории, на своих поставках держали всех вокруг, становится экономическим центром мира.
1 сентября 39 - начало Второй мировой войны. 17 сентября 1939 г. – вход СССР в Польшу
формирование новой системы МО началось еще в 43 - стало понятно, что Германия обречена
три конференции: тегеранская, ялтинская, постдамская
тегеранская: 28 ноября - 1 октября 43 года
первый раз союзники встретились
решения: стратегия борьбы против Германии, срок открытия второго фронта, независимость Ирана, о будущем Польши, СССР на стороне антигитлеровской коалиции против Японии
ялтинская: 4 - 11 февраля в крыму - встреча победителей
Пишутся новые границы мира.
решения: принципы отношения запада и востока, Югославия, раздел германии, решение о ООН, раздел Польши
25 апреля 45 - устав ООН
с Ялты можно говорить о биполярном мире
договоренность что СССР получает 50 процентов репараций
Потсдамская :17 июля - 2 августа
решения: цели оккупации германии (5д: денафикация, демилитаризация, демократизация, децентрализация, демонтаж ), формирование калининградской области (Бывший Кёнигсберг), правовой режим Босфора и Дарданелл- претензии к Турции.
противоречия уже сложились между востоком и западом (Сталину сказали о существовании атомной бомбы)
фултонская речь черчилля - 5 марта 1946
черчилль объявляет о железном занавесе, о том, что США- центр мира
ядерные бомбардировки 6 и 9 августа 45 года Хиросимы и Нагасаки - почти 300 тысяч погибли одномоментно
после этого начинается конфронтация СССР и США - Холодная война, биполярная система
Холодая война продлилась до распада ссср
однако главное - крушение берлинской стены- в ночь с 9 на 10 ноября толпа немцев разрушает стену 1989 года была сделана в 1961.
Конец Холодной войны – распад СССР в декабре 1991 г .
формируется многополярная система мо
11.09.2011 – конец существования гегемонии США.
Сейчас мы живём по Ялтинско-Постдамской системе.
Лекция 5:
теоретические аспекты теории МО
деление теорий на реалистические и идеалистические
Фукидид– первый историк (по версии международников)
(пелопонесская война)
считается основателем реалистической теории
один из первых историков (основатель - геродот, но международники считают его)
из богатой семьи, во времена платона
якобы имеет отношение к фракийским царям
современник войны
8 книг – описал пелопонесские войны. Впервые применял метод повествования как описания военных действий
основные участники - Афины и Спарта
первый военный конфликт, о котором сохранены исторические данные, более менее свидетельства очевидцев
от начала войны до 411 н. э.
впервые метод повествования как способ реконструкции исторических событий
· научные гипотезы - предпосылки действий
· впервые описывались (пытались) причины войны
· а также еще анализ документов
· свидетельства очевидцев
· заложил основы методов анализа мо
Фукидид считал:
· природа человека неизменна, природа - стремление к насилию, постоянное желание получать власть
· принципиальное различие с реалистами, они считали что природу человека можно изменить, насилие можно ограничить или даже искоренить
· вечное состояние мира невозможно, войны будут всегда как естественный способ достижения власти
Фукидид: «Сильный делает что хочет, слабый что может» Если есть сила, то есть и право делать что-то.
формируется система причинно-следственных связей, пытался объяснить логику ( логику чего, так и не нашла, ни у кого не написано)
Ввёл понятие «сила» как метод принятия решений.
Фукидид считал, что вечный мир без войны невозможен, но можно повлиять на то, чтобы они были менее разрушительными.
Идеалисты: природу человека можно изменить, можно ограничить насилие. Жизнь человека станет лучше.
Реалисты: вечный мир невозможен.
понятие вечного мира: реалисты невозможен, но надо стремиться, идеалисты возможен, но нужно менять природу человека
в МО от того, к кому вы принадлежите (реализм \ идеализм) зависит принятие международных решений
Моргентау. Основоположник современного реализма
В 1948 г. опубликовал «Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир»
6 основных принципов реализма:
1. политика и общество основано на объективных законах, природе человека
2. ключевое понятие реализма - интерес. внешняя и внутренняя политика должна быть рациональна, практична. однако рациональность существует чем меньше иррационального - чем лучше
3. государство должно всегда отстаивать свои национальные интересы
4. у человека и государства разные подходы к морали. государство должно всегда заботиться об «общем благе»
5. государство преследует национальные интересы, определенные в термине государства нужно судить о всех государствах одинаково, не возвышая моральные принципы одного государства над другим. Нужно судить все государства одинаково.
6. политика превосходит все другие сферы общества, её нужно отделять от экономики, права, морали и других частей жизни общества.
Реалистический подход нашёл отражение во время Холодной войны.
Акторность : реалисты: единственный и главный - суверенные государства и их союзники.
Идеализм:Сократ, Платон, Аристотель – «три великих грека»
Платон(знатного рода) 469-399г. до н.э.
в 387 года - своя философская школа
родоначальник системы образования
Сократ (вместе)
· природу человека можно изменить, большое значение человеческой личности
· процесс познания знаний - важен
· его обвинили, что не чтит богов
· его учение было принято не особо (типа революционное)
· «я знаю только то, что ничего не знает»
· «никто не желает зла и не делает по своей воле»
· основоположник гносеологии
· поиск общезначимых принципов поведения человека (этика)
· ввел индуктивно-диалектический метод - от единичного к общему
· наличие истинного и неистинного знания
· путь нахождение истинного знания (подвержено эволюции) - преодоление заблуждений, возможен только при отказе от неполных, частичных знаний
Сократ: любой метод познания из четырех обязательных составляющих:
1. ирония (критические отношения)
2. майевтика – основа- делается шаг вперёд
3. индукция - выработка общего мнения
4. определение понятия - уровень обобщения, общие принципы
Этика Сократа : принципы и мотивы воздействия на людей
справедливость, мужество, умеренность - три основные добродетели
Аристотель - ученик македонского 384-324 г. до н.э.
основатель формальной логики, философии
две категории наук: теоретические (физику, математику ...), практические (право, мораль, история. (Сейчас всё наоборот)
«душа - эндохелия человека»
природа или бог - стремление, заложенное в каждом человеке, в каждом заложено стремление к общению с государством
государство – не ради того, чтобы жить, а ради того, чтобы жить счастливо.
Правильные формы государства: (ориентированы на всеобщее благо) монархия (высшая форма), аристократия, полития (нижняя форма республики))
неправильные (тирания - перевернутая монархия на благо одного, олигархия - власть богатых, демократия - власть бедноты в интересах неимущих- наихудшая форма)
географический детерминизм - начало геополитики
Аврелий Августин (354-430 г н. э.)
Стремление выражать любовь к Богу- основа всех действий человека
работал в рамках биологической концепции
на основе естественного стремления к богу
только любовь делает человека человеком
любое проявления насилие - фактор проявления порочности, любая форма насилия - порочна
по его мнению, политика и общественный прогресс - сугубо теологический характер
формирование фактора религии в мо
из 7 млрд человек приблизительно 5,5 готовы начать воевать в случае ущемления религиозных чувств (по данным оон)
Фома Аквинский 1225-1274
урожденец неаполя, получил классическое образование, «ангельский доктор»
«Сумма философии» и «Сумма теологии»
основатель домизма (собственное течение)
суть: религия и наука обладают разными способами достижения цели, разными принципами
не только церковь, но и государство являются Божественным творением
благо развития государства и общественного устройства
развитие государства является естественным процессом
пять форм государственного устройства : лучшая – монархия, худшая - тирания
НО: монарх-тиран, действующий не в интересах большинства, имеет возможность низвержения народом
конечная цель действий - достижение блаженства (естественное строение государство)
рождение гуманизма - система воззрений, признающая ценность человека как личности и т. д.
долгий путь на формулирование гуманистических ценностей, еще не до конца
систему защиты этих ценностей нужно сформулировать
естественное понимание всего
Данте Алигьери 1365-1325
трактат «о народной речи»
серьезный вклад в развитие человечества
равноправие 2-ух истин (каких тоже не нашла)
природа: принадлежность к богу, принадлежность к человеку
естественный мотив развития - творческие силы
именно он формирует понятие человеческого потенциала
Франческо Петрарка 1304-1374
поэт-философ
развитие философии гуманизма
«отец гуманизма»
пытался преодолеть дуалистичность человека, по нему есть просто истины, единственный способ ее обретения - познание
человек - центральная фигура бытия
опережал идеи либералов
основа - антропоцентризм
Томас Мор и 1473 - 1535
Книга поистине золотая, как и полезная….(версия википедии - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»)
Томмазо Кампанелла 1568- 1549
«город солнца»- право общественной собственности
основатели утопии
принципы создания идеалистического общества
общинный способ хозяйствования, отсутствие имущественного расслоения
все жители - совместное производство и распределение
но: прерогатива в центре, теологическое общество, отсутствие частной собственности
развития науки и образования
Реализм | Идеализм | |
Акторы Природа человека МО | Национальные государства Сила Баланс сил Силовой характер МО | Государства и организации Разум, доброта Стремление к миру, МО на основе права МО-многообразны |