Обзор справочно-правовых систем
Работы по созданию общегосударственной автоматизированной системы правовой информации (ОГАСПИ) ведутся давно, с 70-х годов прошлого века. Эти работы являлись частью работ по созданию общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС).
Разрабатываются также государственные и негосударственные справочно-информационные системы.
Рассмотрим некоторые основные такие системы.
Наиболее используемой и популярной среди юристов (а также, экономистов) является, видимо, информационно-справочная правовая система «Консультант Плюс».
Система «Консультант Плюс» создана в конце прошлого столетия и сеть этой системы объединяет несколько сотен региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Контент «Консультант Плюс» – самый объемный из всех аналогичных систем.
Система позволяет обновлять информационный банк пользователя новыми документами и изменениями без его полной замены. Региональные информационные центры централизованно и регулярно получают в электронном виде текущие дополнения и изменения из удаленной базы Координационного Центра Сети. Пользователь получает их по электронным или иным коммуникациям. В результате выполнения кратковременной процедуры обновления, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.
Первой негосударственной справочно-информационной правовой системой является система «Гарант». Нормативные акты поступают в базу системы «Гарант» непосредственно из Администрации Президента, Правительства, Министерства финансов, Центрального банка, Федеральной таможенной службы, Государственной налоговой службы и Высшего Арбитражного Суда РФ и других официальных органов.
Система «Гарант» позволяет делать выборку информации и основных документов по всем разделам банковского, таможенного, жилищного, земельного законодательства, уголовному и административному праву и др.
В конце прошлого столетия создана правовая информационно-справочная система «Кодекс», которая имеет в базе данных около нескольких десятков тысяч нормативных актов РФ, а также инструкций, приложений и комментариев, практика применения, консультация, ответы на типовые вопросы и др.
Одной и ранних систем является информационно-справочная система «Эталон»Министерства юстиции РФ, которая еще не полностью завершена. «Эталон» имеет полнотекстовую обновляемую регулярно базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов, а также информацией о деятельности судебных органов и Министерства юстиции РФ и др.
Каждая из приведенных выше систем имеет свои достоинства и недостатки, они часто дополняют друг друга.
Рассмотрим теперь проблемы построения информационных систем для обеспечения основных правовых систем общества.
Правовую информатизацию России регламентирует Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 «О Концепции правовой информатизации России», а также Федеральная программа «Электронная Россия».
1. Система «Выборы». Разработка системы осуществляется по указу от 23 августа 1994 г. о создании Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» и Закону о ГАС «Выборы».
Цель системы – автоматизированная поддержка процедуры голосования снизу доверху, до справедливого определения результатов выборов, а также мониторинг. Во время выборов в Госдуму 1995 г. система «Выборы» прошла успешную эксплуатацию. В 2003 году система была модернизирована, но до автоматизации участковых избирательных комиссий и установки АРМ наблюдателя на участке (в штабе партии, в Госдуме) дело не дошло. Лишь после этих мероприятий ГАС «Выборы» станет действительно открытой, социально и политически нейтральной системой.
2. Система «Государственная Дума и Федеральное Собрание». Важная система – электронная система обеспечения заседаний Государственной Думы, которая осуществляет регистрацию депутатов, запись их на выступления, внесение предложений и поправок, подсчет голосов и определения результатов голосования.
Функционирование информационно-коммуникационной системы Совета Федерации базируется на около 200 различных базах правовой и социально-политической информации следующих направлений: нормативно-правовая; экономическая; общественно-политическая; справочная.
Информационно-аналитическое управление обеспечивает справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий Совета Федерации, анализ принятых нормативных правовых текстов и прогнозирование возможных последствий их введения в действие, выработку предложений для законодателей, подготовку различных аналитических докладов, записок и других материалов по наиболее актуальным вопросам общественно-политической жизни.
Как известно, последнюю точку в принятии закона ставит Президент РФ, поэтому в Аппарате Администрации Президента имеются структуры, участвующие в нормотворческой деятельности, например, Государственно-правовое управление.
3. Система «Министерство Юстиции». Приказом Минюста РФ от 21 января 2000 г. N 10 была утверждена «Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации» и создание Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.
Информационная система Министерства юстиции имеет подсистему обеспечения электронного документооборота и управления, которая должна поддерживать решение следующих задач: автоматизацию пересылки-приема документов в электронном виде; стандартизацию и унификацию документооборота и делопроизводства.
Работа системы базируется на информационных ресурсах Министерства юстиции РФ и подведомственных организаций, различных базах данных по праву, полнотекстовых документах, а также высокоскоростных коммуникационных линиях.
4. Система «МВД». Основные цели и направления работ информатизации МВД изложены в «Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью» (МВД РФ, 12 мая 1993 г.) и последующих документов.
Основные цели деятельности информационного центра (ИЦ) системы МВД: перспективное аппаратное, программное, технологическое и коммуникационное обеспечение оперативных подразделений, а также эффективная модернизация, стандартизация и унификация обеспечений. В своей работе они опираются на интегрированные базы данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, состоящую из федерального, региональных и местных информационно-вычислительных сетей.
5. Система «Прокуратура». В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИОП РФ). Она направлена на создание единой информационной системы, способной эффективно, полно и оперативно удовлетворять информационные потребности всех уровней территориальных органов прокуратуры.
В АСИОП функционируют подсистемы «Жалоба», «Кадры», «Статистика», «Надзор за следствием» и др.
6. Система «Суд». Государственная политика в области информатизации судебной деятельности отражена в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (одобрена Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 г.), а также в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2010 гг.
Судебная деятельность автоматизируется на основе Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», утвержденной Советом судей России в 2002 году.
В Верховном Суде РФ внедрен банк данных судебных решений, используемый сотрудниками суда в режиме удаленного доступа.
При формировании нормативной базы информатизации судебной системы важно определиться с терминологией, организационной структурой, правами и обязанностями, субъектами права, структурой и систематизацией нормативно-правовых актов и др.
7. Система «Адвокатура». Адвокатура в своей работе опирается, в частности, на свободу поиска, получения, передачи, производства, распространения информации. Эта информация – основа формирования адвокатского досье.
Информация адвокатом может быть получена с помощью информационных систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», справочно-адресных, справочно-телефонных и других, а также с использованием ресурсов Интернет.
Используются и аудиовизуальные технологии и средства.
8. Система «Миграционная служба». Системы миграционной службы бывают ведомственного, регионального, федерального и международного уровней. Информационные ресурсы этих уровней включают нормативно-правовые документы, информационные системы, другую документацию.
Используются как информационные системы общеправового характера.
Эффективная автоматизация системы невозможна без внедрения автоматизированной системы чтения, оформления и контроля паспортов, виз, приглашений и др. документации.
Межведомственная информационно-правовая система контроля миграционной ситуации в России реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия».
9. Система «Налоговая служба». Одна из основных целей внедрения новых информационных технологий в налоговые системы состоит в разработке и использовании автоматизированной информационной налоговой системы (АИНС) и ее информационной, программной, технической и технологической поддержки.
АИНС – система поддержки, автоматизации интеллектуальных работ в сфере налогообложения, в частности, поиска информации, администрирования, экспертиз и экспертных оценок, суждений, принятия и поддержки решений, управления, накопления знаний.
АИНС – корпоративная система и объединяет все структуры налоговой службы и интегрируемые с ней организации на основе единых телекоммуникационных средств, программных комплексов, баз данных и знаний и др. Как правило, практическая реализация АИНС осуществляется с использованием моделей типа «клиент-сервер».
Развитие сетевой экономики и торговли вносит много проблем в налогообложение (двойного налогообложения, эффективных государственных реестров и базы данных и др.).
10. Система «Таможня». Разработка информационных систем в таможенной деятельности осуществляется на основе ряда документов, например, Концепции развития таможенной службы РФ до 2010 г. Ядро этой работы – разработка интерактивной Единой Автоматизированной Информационной Системы ГТК РФ (система ЕАИС).
Примером таможенной информационной системы может служить АИСТ-М (Автоматизированная Система Таможенного Оформления).
Информационная система «электронная таможня», в первую очередь предназначена для оптимизации управления перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, сокращение средней продолжительности таможенной очистки, электронного документооборота, информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
При создании таких сложных информационных систем, как указанные выше системы, приходится разрабатывать очень сложные программные комплексы, состоящие из большого числа программ различной функциональной ориентации.
Лекция №9
Тема занятия: Технология обработки мультимедийной информации.