Основные критерии полноты информации в СПС

Полнота и структура информационных банков СПС

Основные свойства и параметры СПС

Главные свойства как в самой СПС, так и в работе фирмы – производителя СПС, на которые пользователю нужно обратить внимание.

1. Качество информационного наполнения СПС:

– Полнота информации;

– Оперативность поступления новой информации;

– Достоверность информации, её аутентичность;

– Качество юридической обработки информации в системе.

2. Качество компьютерных технологий, заложенных в СПС:

– Поисковые и сервисные возможности;

– Возможности используемой технологии при передаче информации и её актуализация у пользователя.

3. Общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю конкретной СПС:

– Бесплатная демонстрация системы квалифицированным специалистом в сфере заказчика;

– Гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя (вплоть до ежедневного);

– Возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки;

– Обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях;

– Техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.

В России имеется целый ряд компаний, специализирующихся на разработке и распространении СПС. Среди известных СПС необходимо назвать Консультант Плюс, ГАРАНТ, «Кодекс», а также «Эталон», «Система», ЮСИС, «Референт», «Юридический мир», «1С:Кодекс», «1С:Гарант» и др.


Полнота информационного банка СПС – понятие относительное, и оценивать её следует исходя из целей и задач, которые предстоит решать. Совершенно очевидно, что ни один информационный банк не может включать в себя всю имеющуюся к настоящему времени правовую информацию. Так, по оценкам специалистов только за 1992-1997 гг. федеральными и региональными органами власти и управления было принято более полутора млн. актов.

Под полнотой информационного банка СПС (для данного пользователя) будем понимать наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя.

1. Возможность доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Это определяется по наличию у компании представительного пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления. Наличие такого пакета обеспечивает:

– гарантию получения полной и достоверной информации и в текущий момент, и в будущем;

– гарантию достоверности информации;

– возможность получения редких, частных документов, не вошедший в стандартный комплект поставки.

2. Принципы разбиения всего массива информации, имеющегося у компании-разработчика СПС, на отдельные базы. Поскольку число единиц правовой информации чрезвычайно велико, то задача построения работоспособного единого ИБ всей правовой информации является трудноосуществимой. Любая СПС охватывает только часть массива правовой информации. В связи с этим чрезвычайно важной становится проблема критериев разделения этого массива на отдельные базы и создания целого ряда ИБ с взаимосвязанной структурой так, чтобы максимально удовлетворить потребности в правовой информации различных категорий пользователей.

 

Принципы построения информационных банков систем по федеральному законодательству

Существует два основных принципа построения информационных банков систем по федеральному законодательству.

Первый принцип – основан на формировании одного или нескольких ИБ универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных ИБ. Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависит от интересов определенной группы потребителей. Для каждого такого типа создается универсальная система, охватывающая весь круг их интересов (по всем тематикам).

Второй принцип – основан на формировании нескольких тематических ИБ, как правило, достаточно многочисленных. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов – от нормативных правовых актов до правоприменительных актов. Недостаток этого подхода – на практике абсолютному большинству пользователей и специалистам независимых компаний, и государственным организациям, и гражданам – необходима именно универсальная система. Тематический принцип формирования баз приводит к необходимости покупки пользователем целого набора тематических систем.

4. Структура Общероссийской Сети распространения правовой информации Консультант +

Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант Плюс была создана в 1992 году и в настоящее время объединяет около 300 Региональных информационных центров (РИЦ), расположенных более чем в 150 городах России, стран СНГ и стран Балтии.

 
 

 


Рис. 36. Структура СПС Консультант Плюс

 

1. Документ из принявшего органа поступает в Координационный центр Сети Консультант Плюс в Москве. Наличие прямых договоров об информационном обмене между органами власти и управления компанией Консультант Плюс обеспечивает высокую оперативность поступления новых документов в координационный центр.

2. На втором этапе производится обработка документа в Координационном центре и включение его в эталонный информационный банк (ИБ). Обработка документа в Координационном центре включает в себя подготовку электронной версии документа, его юридическую обработку, многоуровневую сверку электронной версии с бумажным оригиналом. Срок прохождения документа этого этапа от момента получения документа до момента включения его в эталонный ИБ проходит 1-3 дня.

3. Новые документы передаются с очередным пополнением из Координационного центра в РИЦ по телекоммуникационным сетям ежедневно.

4. Происходит доставка новых документов непосредственно пользователям силами РИЦ. Скорость получения документа пользователями зависит от желания заказчика и от соответствующих средств телекоммуникаций.

Схема передачи информации по цепочке:

 

Координационный цент Сети Консультант ПлюсØРИЦØпользователь

Позволяет чрезвычайно оперативно и по налаженным каналам связи передавать свежую информацию в РИЦ, с другой стороны, схема позволяет в удобной для конечного пользователя форме и с требуемой периодичностью поставлять ему новую информацию на компьютер и оперативно на месте решать все текущие вопросы по обслуживанию без обращения в Координационный центр в Москве.

Кроме того, наличие РИЦ Сети Консультант Плюс в регионах и их связи с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления позволило создать базы по региональному законодательству, а также объединить их в сводную базу Консультант Плюс-Региональное Законодательство под единой программной оболочкой Консультант Плюс. В результате пользователь получил уникальную, не имеющую аналогов в других фирмах-разработчиках СПС, систему по законодательству более чем 70 регионов РФ.