Свойства информации

Предмет и объекты исследования

Предметом изучения информатики как научной дисциплины являются структура, свойства и закономерности информации, процессы ее сбора, переработки, хранения, поиска, распространения (передачи) и использования.

Структурированная информация, т.е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему, составляет знания. Данные в определенной степени подобны письменному сообщению, передающему какие-то сведения грамотному человеку и остающиеся набором непонятных знаков для неграмотного.

Данные – это представление фактов и понятий в форме, пригодной для их передачи, обработки и интерпретации (т.е. толкования, объяснения, раскрытия смысла), а информация – это смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил их представления.

Объектами исследований информатики служат методы и средства, используемые для сбора, переработки, хранения, поиска и распространения (передачи) информации, а также особенности ее использования различными категориями потребителей. Одним из главных объектов служит система научной коммуникации, от которой в значительной степени зависят темпы развития науки и техники, а также эффективность всей системы интеллектуальной (информационной) коммуникации в обществе.

Под системой интеллектуальной (информационной) коммуникации понимается совокупность всех методов и средств, которые используются для распространения (передачи) информации, получаемой и используемой во всех сферах деятельности. Информатика призвана значительно повысить эффективность функционирования этой системы.

Итак, информатика как научная дисциплина изучает предметы и явления, присущие лишь человеческому обществу. Это означает, что информатика является общественной, а не естественной или технической научной дисциплиной.

 

Свойства информации можно условно разделить на собственные и потребительские.

Собственные свойства информации:

– неаддитивность: прибавление информации к уже имеющейся не увеличивает ее суммарное количество на величину прибавленной;

– некоммутативность: суммарное количество полученной информации зависит от последовательности поступления (получения) информационных сообщений;
А + В ≠ В + А, где А и В – разные информационные сообщения);

– неассоциативность: количество полученной информации зависит от конкретных сочетаний поступивших информационных сообщений (А + В) + С ≠ А + (В + С);

– независимость содержания информации от формы и способа ее записи (фиксации) и представления;

– устаревание во времени.

Потребительские свойства информации:

– неэквивалентность количества и качества (ценности, полезности) информации: ценность полученной человеком информации определяется не количеством снимаемой ею неопределенности, а потребностью этого человека в данной информации, подготовленностью последнего к ее восприятию и использованию;

– неисчезаемость информации при ее использовании (потреблении);

– независимость ценности (полезности) информации для потребителя от количества затрат на ее получение.

С понятием ценности (полезности) информации тесно связаны и такие ее потребительские свойства, как точность, полнота, глубина, достоверность, надежность, доказательность, новизна, оперативность, эффективность и другие.