Понятие юридического документа

Тема 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

Тема 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ…………2

 

1.1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА………………………....2

 

1.2. ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ………………………...5

 

1.3. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ……………………………. 9

 

1.4. ОФОРМЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ………………….13

 

1.5. ДЕФЕКТЫ В ОФОРМЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ……………………….31

 

 

Тема 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ…………34

 

2.1. ЗАЯВЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ………………………….34

 

2.2. СУДЕБНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ……………………………………….42

 

2.3. ЗАМЕЧАНИЯ И ЗАЯВЛЕНИЯ О ПЕРЕСМОТРЕ……………………...46

 

2.4. ЖАЛОБЫ НА СУДЕБНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ……………………...50

 

2.5. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ…………………………………..53

 

Цельданной темы заключается в ознакомлении студентов с понятием и признаками юридических документов, их функциями и видами.

К решаемым данной темой задачам относятся изучение общих требований к оформлению юридических документов в зависимости от их видов, реквизитов и основных нарушений при оформлении.

 

Документы играют огромную роль в жизни общества, они различны по характеру и значимости.

В документе должны быть отражены такие организационно-распорядительные действия, указания или сведения, которые объективно и целенаправленно решают задачу «конечного результата», что возможно лишь при учете всех данных фактов, их достоверности и вариантов возможных решений и последствий. В этой связи следует отметить значение исходной информации, которая должна быть:

1) целенаправленной;

2) обработанной необходимым образом;

3) достоверной;

4) достаточной для принятия решения по стоящей проблеме, задаче.

В то же время успешное решение задач документооборота возможно лишь при условии унификации и стандартизации документации, которые направлены, прежде всего, на обеспечение сокращения видов документов, единообразного размещения показателей на бланках, сокращения форматов и т.д. Именно комплексный подход к вопросам, связанным с составлением документов и документооборотом, призван разрешить и ряд проблем, возникающих в правоприменительной практике.

Документ представляет собой источник информации, которая фиксирует деятельность человека и подтверждает обстоятельства, имеющие публичное (общественное или государственное) значение. В переводе с латинского «documentum» означает «свидетельство, доказательство».

Федеральным законом об информации, информатизации и защите информации (1995 года) было определено, что документ (документированная информация) – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; а информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Согласно действующему Федеральному закону об информации, информационных технологиях и о защите информации (2006 года) документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель; а информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Таким образом, документ становится не только источником информации, но и объектом сложного процесса информационных технологий.

Федеральным законом об обязательном экземпляре документов документ определяется как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Указанным законом определены следующие виды документов:

- издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая выходные сведения;

- официальные документы - произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер;

- аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фото-, фонодокументы;

- электронные издания, включающие программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ) и базы данных или представляющие собой программы для ЭВМ и базы данных (Федеральным законом об электронной цифровой подписи дается определение электронному документу как документу, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме);

- неопубликованные документы - результаты научно - исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы).

По отдельным критериям могут быть также выделены различные документы: исторические, технические, медицинские, юридические и т.д.

Юридическими (правовыми) называют документы, которые составляются в соответствии с правовыми требованиями и с целью подтверждения прав и обязанностей или юридических фактов (событий, действий, влекущих возникновение прав и обязанностей).

По большому счету, юридическим можно назвать любой документ, потому что любой документ, во-первых, имеет публичное значение, события и действия, которые указываются в документах, всегда имеют какое-то отношение к праву — любое общественно значимое событие или действие человека влечет какие-либо правовые последствия, а во-вторых, любой документ может стать объектом правоприменительной деятельности, и соответственно общее понятие "документ" используется в законодательстве.

Правоприменительные органы используют документы в качестве доказательств и подвергают их правовой оценке. Существуют различные подходы к понятию документа в зависимости от того, в какой сфере он используется. Термин "документ" в законодательстве употребляется непоследовательно и не имеет общего значения. Неоднозначное использование понятия документа в праве отчасти обусловлено спецификой отраслей права. В частности, применение мер уголовной ответственности требует сужения данного понятия, т.е. ограничения круга документов, подделка которых должна преследоваться уголовным законом.

Использование понятия "документ" в законодательстве обусловлено отчасти спецификой правового регулирования. Вместе с тем разноголосица вызвана относительной обособленностью отраслей права. В литературе практически отсутствуют широкие комплексные исследования проблемы использования документов в правовых отношениях.

В рамках нашего курса будут рассматриваться "юридические" документы в собственном смысле этого слова. К ним относятся такие документы, которые специально предназначены для подтверждения обстоятельств правового характера и оформлены в соответствии с определенными правовыми требованиями. Описание места и роли юридических документов в судебной и нотариальной практике позволяет сузить их круг.

Вне нашего внимания оставлены будут нормативные документы (законодательные акты, постановления правительства и т.п.). Эти документы относятся к "юридическим" в собственном смысле. Они содержат правовые нормы. Однако нормативные документы достаточно редко исследуются в суде в качестве доказательств, так как существует презумпция, что "суд знает закон". Таким образом, понятием "юридический документ" охватываются нами в основном письменные юридические документы индивидуального, конкретного характера.

Учитывая "понятийные" проблемы, необходимо обратить внимание еще на одну сложность. Важно не смешивать документы с теми юридическими действиями, которые удостоверяются документами. Это не всегда легко, так как документы и юридические действия именуются одинаково (завещания, векселя, приказы, судебные решения и т.п.).

Между тем содержанием юридических действий являются волеизъявления по поводу прав и обязанностей (соглашение, признание, требование, просьба и т.д.), а содержанием документа — сведения о них. Кроме того, правовые документы подтверждают не только юридические действия, но и другие факты, имеющие объективный характер (события).

Требования, предъявляемые к документам и юридическим действиям, а также их последствия различны. В законодательстве предусмотрены специальные требования к юридическим документам. Они предъявляются к форме, содержанию, порядку оформления и использования документов.

Исходя из рассмотренного понятия юридического документа, можно определить следующие его признаки:

- юридический документ оформляется согласно правовым нормам (в законодательстве регламентируются содержание, форма, порядок оформления и использования юридического документа);

- он специально предназначен для подтверждения обстоятельств, имеющих правовое значение (юридический документ составляется с целью или с учетом возможности совершения каких-либо юридических действий – заключения сделки, участия в судебном процессе и т.п.). Например: паспорт, трудовая книжка, исковое заявление, судебное решение и др.