Информатика как учебный предмет в школе

Информатика как учебный предмет была введена во все типы средних школ бывшего СССР с 1 сентября 1985 года. Новая учебная дисциплина получила название «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). В историческом аспекте в становлении отечественного школьного курса информатики выделяется ряд этапов, связанных со сменой парадигм преподавания курса и, соответственно, изменениями в методической системе обучения информатике.

Первый этап(середина 50-х годов XX века – 1985 год) – возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе: прикладное и общеобразовательное.

Прикладное направление – производственное обучение в старших классах, основанное на изучении программирования и устройства ЭВМ (А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.И. Шварцбурд). Общеобразовательное направление – факультативный курс «Основы кибернетики» для 9-10 классов (В.С. Леднев, А.А. Кузнецов) – было связано с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации.

Второй этап (1985 г. – конец 1980-х гг.) характеризуется включением в учебные планы школ обязательного курса для 9-10 классов «Основы информатики и вычислительной техники». В 1986 году было издано первое учебное пособие по информатике, разработанное авторским коллективом под руководством А.П. Ершова, В.М. Монахова.

Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым: «Программирование – вторая грамотность». Соответственно, основными понятиями курса были «алгоритм», «исполнитель», «программа», «компьютер».

Первоначально в большинстве школ информатика преподавалась по безмашинному варианту, поскольку лишь немногие учебные заведения могли обеспечить своим ученикам доступ к ЭВМ, в основном, используя материально-техническую базу предприятий, ВУЗов, НИИ.

К концу 80-х в школы начала массово поставляться отечественная компьютерная техника: БК, ДВК, УКНЦ, Корвет, Вектор, а также компьютеры японского производства Ямаха. Разнородность вычислительной техники не позволяла разработать единое программно-методическое обеспечение курса информатики. С 1986 года в педагогических институтах началась подготовка учителей информатики.

Третий этап(конец 80-х – начало 90-х гг.) – возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ.

Школам рекомендованы три учебника, разработанные разными авторскими коллективами.

1. Учебник А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедева, Р.А. Свореня – близкий по идеологии к учебнику А.П. Ершова. Центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов.

2. Учебник «Основы информатики и вычислительной техники» (А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий, М.В. Сапир, В.Ф. Шолохович) направлен на получение учащимися представления о технологической цепочке решения задач на ЭВМ. В курсе широко используются межпредметные связи, демонстрируется роль информатики как универсального инструментария для решения задач из различных предметных областей.

3. Учебник ОИВТ, разработанный авторским коллективом под руководством В.А. Каймина, нацелен на решение триединой задачи: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся. Под компьютерной грамотностью подразумевается умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ.

Госкомитет СССР по народному образованию закрепил официальные позиции этих трех курсов как альтернативных и равноправных. Учитель имел право выбрать любой из трех учебников по своему усмотрению.

Четвертый этапв истории информатики в школе (начало 90-х гг.) связан с возникшими противоречиями: между официально провозглашенным и реальным содержанием школьного курса информатики; между формирующейся общественной потребностью в информационной грамотности выпускников школы и реальными возможностями школы; между различными возможностями образовательных учреждений в обеспечении компьютерной техникой.

Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами зарубежного производства, вследствие чего возникло смещение акцента в преподавании курса информатики с обучения программированию на изучение технологий. При этом произошла постепенная подмена общеобразовательного содержания курса информатики его прикладным аспектом, что породило тенденцию его интеграции с математикой или включения в образовательную область «Технология».

Формулируется новая цель: «Компьютерная грамотность – каждому школьнику». Существующие учебники А.П. Ершова, В.А. Каймина и др. уже не отвечают возросшим потребностям учителей информатики. Практически нет и регламентирующих содержание обучения документов и методических пособий. Преподаватели экспериментируют с содержанием обучения и разрабатывают авторские учебные программы. В результате после окончания школы учащиеся имели различный уровень подготовки по информатике.

Пятый этап (90-е гг.) этап истории школьной информатики начинается с 1993 года. Был принят новый базисный учебный план для школ Российской Федерации, согласно которому преподавание информатики было рекомендовано с 7-го класса, предмет сменил свое название с «ОИВТ» на «Информатика». С этого же времени усиливаются региональные различия в организации преподавания школьной информатики. В большинстве школ российских регионов информатика продолжала изучаться только в старших классах.

В 1995 году решением Коллегии Министерства образования РФ принят новый подход к определению целей и задач обучения информатике в школе. Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников, иными словами, с переходом от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному учебному предмету.

Министерством образования был определён обязательный минимум содержания образования по информатике, включающий содержательные линии: «Информация и информационные процессы», «Представление информации», «Компьютер», «Алгоритмы и исполнители», «Формализация и моделирование», «Информационные технологии».

Шестой этап(с 2000г. по 2009 г.) характеризуется осмыслением накопленного опыта и возвращением к общеобразовательным принципам курса информатики, сформулированным еще в 60-е годы. В содержание курса включают основы всего комплекса областей научного знания, связанных с изучением информации, информационных процессов вообще, а не только с ее автоматической обработкой. К таким областям относятся: документалистика, кибернетика, теория информации, социальная информатика и другие.

Основная проблема методики преподавания школьной информатики в течение последнего десятилетия – несогласованность содержания и нормативных сроков изучения информатики не только по стране, но и у разных учителей одной школы.

В 2000 году опубликована концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе. В 2002 году разработан проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике, утверждена новая трехуровневая структура изучения курса. Изучение информатики рекомендовано начинать со второго класса.

В 2004 году утверждён федеральный компонент стандарта по информатике и ИКТ, новый Базисный учебный план. Предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ».

В соответствии со стандартом вводится трехуровневое обучение информатике: начальная ступень (II-IV классы); основная ступень: вводный и базовый курсы (V-VI, VII-IX классы); профильный курс (X-XI классы).

Такая структура обучения соответствует психологическим и физиологическим особенностям учащихся соответствующего возраста, реальной структуре школьного курса информатики, особенностям методики обучения информатике в разных возрастных группах,

Начальная ступень обучения информатике является этапом развития алгоритмического мышления детей, формирования основ информационной культуры.

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении и желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей.

Основная цель базового курса – формирование у школьников знаний, соответствующих минимуму содержания по предмету.

В профильном курсе старшей школы формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественнонаучному, социально-экономическому.

Преемственность курса информатики в начальных, средних и старших классах обеспечивается тем, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. Таким образом, курс должен реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.