Лекция 1. Понятие и функции прогнозирования и планирования

Проблематика:

1. Сущность прогнозирования и планирования

2. Общее и различия между планами и прогнозами

3. Функции прогнозирования и планирования

4. Классификация планов и прогнозов по временному признаку

5. Классификация планов и прогнозов по функциональному признаку

Ключевые слова:

- прогноз;

- план;

- краткосрочный прогноз (план);

- среднесрочный прогноз (план);

- долгосрочный прогноз (план);

- горизонт прогнозирования (планирования);

- стратегический прогноз (план);

- тактический прогноз (план).

Присущее человеческой деятельности рациональное мышление обязательно включает процедуры прогнозирования и планирования. Это объясняется тем, что одно из главных отличительных свойств разума – чувство времени, понимание того, что есть прошлое и будущее. Память позволяет человеку накапливать информацию о пережитом опыте, анализировать этот опыт и, на его основании, предсказывать будущее развитие событий. На основании такого предсказания можно планировать свои действия, принимать решения, направленные на получение наилучшего результата.

Наличие речи и письменности позволяет осуществлять широкий обмен информацией, привлекая к процессу прогнозирования и планирования не только собственный опыт, но и опыт множества других людей. На основании этого опыта человек познает закономерности происходящих событий, которые позволяют ему прогнозировать будущие события в тех или иных областях.

Следовательно, любая разумная деятельность предполагает, во-первых, предвидение изменения состояния окружающего мира, а, во-вторых, создание мысленного образа будущего результата своих усилий и очередности действий по достижению этого результата.

Прогнозирование и планирование могут производиться на различных уровнях: бытовом, когда мы планируем свою повседневную деятельность, не прибегая к формальным методам и научное прогнозирование и планирование, основанное на использовании специализированных методов и приемов.

Экономика и управление, как и любая разумная деятельность, также включает прогнозирование и планирование. Однако в управленческой деятельности приоритет следует отдавать научно-обоснованным методикам прогнозирования и планирования, обеспечивающим заданный уровень точности.

Прогнозирование позволяет руководителю предвидеть то, что ожидает организацию в будущем, а планирование – разработать план последовательных мероприятий по достижению целей организации.

Прогнозирование и планирование неразрывно связаны друг с другом, однако имеют достаточно четкое разграничение целей, задач и функций, поэтому их не следует путать между собой.

Для анализа долгосрочного аспекта социально-экономического развития особое значение имеет взаимосвязь планирования и прогнозирования. В управлении прогнозирование и планирование взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. На практике зачастую сложно разграничить, когда в процессе разработки управленческого решения завершается прогнозирование и начинается планирование, и наоборот.

Если процесс принятия решения неформализован, что обычно для малых и средних предприятий, на которых имеется один руководитель, прогнозирование и планирование осуществляется им параллельно – руководитель сам оценивает потенциал организации и тенденции изменения внешней среды, затем ставит цели перед организацией, после чего может снова оценивать изменение внешней среды (например, возможную реакцию конкурентов на те или иные действия). Прогнозирование и планирование здесь объединены в один мыслительный процесс, причем фазы прогнозирования и планирования постоянно сменяют друг друга.

В крупных компаниях данные процессы, как правило, формализованы и могут быть распределены между несколькими структурными подразделениями, одни из которых занимаются составлением прогнозов, а другие на основании прогнозов строят планы. Однако, даже в таком случае данные подразделения будут тесно взаимодействовать друг с другом, а процессы прогнозирования и планирования – постоянно пересекаться.

В государственном управлении, в том числе в бюджетном и налоговом планировании, процессы прогнозирования и планирования разделены между собой и закреплены за соответствующими органами государственного управления, государственными учреждениями, что закреплено в соответствующих законодательных и нормативных документах.

Максимальная эффективность планирования и прогнозирования достигается при их совместном использовании, в отрыве друг от друга планирование и прогнозирование теряют смысл. Равно бесполезен как прогноз, на основании которого не происходит разработка нового плана действий или корректировка имеющегося, так и план, который не учитывает прогноза изменения основных параметров объекта управления и окружающей среды. Прогноз без плана является напрасной тратой средств, а план без прогноза

Основное отличие прогнозирование от планирования заключается в том, что прогнозирование носит описательный (дескриптивный) характер, а планирование – нормативный. Иными словами, прогнозирование отвечает на вопрос «Что будет?», а планирование – на вопрос «Как должно быть?».

Задачи прогнозирования называют также генетическими, то есть прогнозами, основанными на данных о текущем состоянии системы и изменениях, произошедших в прошлом, а задачи планирования – нормативными или целевыми, поскольку они ориентированы на достижение системой определенного, заданного состояния.

Таким образом, можно дать следующие определения: