БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ.

Впервые изучением вопросов связанных с биологическими основами поведения занимались Сеченов и Павлов. Ими было установлено, что высшие отделы ЦНС функционируют по рефлекторному принципу. Спинной мозг. Ствол мозга и базальные ядра осуществляют рефлексы, которые не требуют предварительной выработки т.е. по врожденным нервным путям. В КБП рефлексы образуются в течении всей жизни.

Существуют две основные формы поведения: врожденная и приобретенная.

Врожденное поведение И.П. Павлов рассматривал как совокупность безусловных рефлексов.

Безусловные и условные рефлексы классифицируются:

1. По биологическому значению:

а) Пищевые (безусловный рефлекс это переваривание пищи, а условный ее поиск).

б) Локомоторные (цыплята сразу после рождения способны самостоятельно ходить).

в) Статокинетические.

г) Половые.

д) Оборонительные. Эта группа рефлексов включает два вида: пассивный оборонительный рефлекс (уход от нападения) и активный (нападение).

е) Рефлекс свободы. Многие животные не могут жить в неволе.

и т.д.

Врожденные формы поведения животных и человека в адекватных условиях изучает этнология.

 

 

Как формируются мотивации?

Внутреннее раздражение приводит к накоплению в нервных центрах специфической энергии действия, которая стимулирует поисковое поведение. Это поведение направленно на удовлетворение потребностей.

Выделяют две фазы поведения.

1. Фаза поиска, которая включает врожденные и приобретенные механизмы помогающие найти источник способный удовлетворить потребность.

2. Завершающая фаза. Эта фаза является строго видоспецифичной для каждого вида животных т.е. это инстинкты.

В некоторых ситуациях человек или животное может попасть в ситуацию, когда сталкиваются две несовместимые формы поведения (например, пищевой и оборонительный, или половой и оборонительный). В таких ситуациях в зависимости от условий будет реализовываться только одна форма поведения.

Однако если конфликт между этими формами поведения не может быть разрешон (т.е. не реализовывается ни одна ни другая форма), появляется смещенная активность - вид деятельность, который не соответствует ожидаемой ситуации. Например, если человек не успел на автобус за которым

бежал он может отойти в сторону и поправлять прическу или будут кричать на людей, которые находятся рядом и ни в чем ни виноваты. Последний вид деятельности называется смещенная агрессия.

Процессы, которые направляют деятельность организма на поиск и удовлетворение потребностей или избегание неприятных ситуаций называются мотивациями. Мотивации активизируют в памяти следы объектов и действий, которые способны удовлетворить потребности.

Мотивации бывают:

1. Простые (голод, жажда).

2. Высшие или социальные (желание учиться).

Таким образом, на основании потребностей формируются мотивации, а их реализация сопровождается положительными или отрицательными эмоциями.