Лекция 4.
Учебное время: 2 часа.
Тема:«Теоретические основы иммунизации».
План лекции:
1. Определение понятий «специфическая профилактика инфекционных болезней», «иммунитет», «иммунная система». Виды иммунитета.
2. Основные иммунные препараты (вакцины, сыворотки, анатоксины, иммуноглобулины): определение, виды.
3. Этапы формирования иммунного ответа: первичный и вторичный иммунный ответ. Этапы образования антител. Понятие о вакцинации, ревакцинации.
- Определение понятий «специфическая профилактика инфекционных болезней», «иммунитет», «иммунная система».
Специфическая профилактика инфекционных болезней –комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространение конкретной инфекции.
К мерам специфической профилактики инфекционных болезней относят иммунопрофилактику населения.
Иммунизация (иммунопрофилактика) населения – это противоэпидемические мероприятия, регламентированное по времени и возрасту применение иммунобиологических препаратов, с целью создания коллективного иммунитета.
Задачей иммунопрофилактики инфекционных болезней является управление иммунным ответом с целью предотвращения заболевания у отдельных лиц и группы населения.
Иммунитет (от лат. «неприкосновенность») – способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродности.
Инфекционный иммунитет – это частный случай иммунитета - возникновение иммунного ответа на внедрение в организм инфекционного агента.
Функции иммунитета осуществляет иммунная система макроорганизма (человека), которая реагирует на внедрение инфекционного агента (антигена) иммунным ответом.
Иммунная система – совокупность всех лимфоидных органов и скоплений лимфоидных клеток тела. В связи с этим синонимом иммунной системы может считаться лимфоидная система организма.
Органами иммунной системы являются: тимус, селезенка, групповые лимфоидные фолликулы (пейеровы бляшки), лимфатические узлы, костный мозг. Единицей иммунной системы является лимфоцит.
Виды иммунитета:
1. естественный:
· врожденный - получен целым видом в процессе эволюции и передается генетически;
· приобретенный - возникает после перенесенного заболевания.
2. искусственный - образуется в результате введения иммунобиологических препаратов
· активный - возникает под действием введения ослабленных или убитых возбудителей или их токсинов, т. е формируется самостоятельно как естественный инфекционный процесс;
· пассивный - возникает при введении в организм препаратов, содержащих готовые антитела против инфекционного агента.
- Основные иммунные препараты (вакцины, сыворотки, анатоксины, иммуноглобулины): определение, виды
Иммунопрофилактика осуществляется двумя путями:
1.Стимуляция активной иммунологической защиты к болезнетворному агенту, с которым предстоит встретиться в будущем – активная иммунизация;
2. Введение в организм готовых антител, подвергшихся воздействию определенных антигенов – пассивная иммунизация.
Основные иммунные препараты.
Для проведения иммунизации используют:
· вакцины;
· анатоксины;
· сыворотки;
· иммуноглобулины.
Вакцины – препараты, содержащие ослабленные или убитые микроорганизмы.
В настоящее время применяют следующие типы вакцин:
1. ЖИВЫЕ ВАКЦИНЫ – содержат живые микроорганизмы, ослабленные действием формалина, спирта, температуры. Живые вакцины дают более полный набор гуморальных и клеточных реакций организма. Отрицательными сторонами живых вакцин являются возможность развития основного заболевания при передозировке и частые поствакцинальные реакции;
2. УБИТЫЕ ВАКЦИНЫ – содержат убитые микроорганизмы;
3. ГЕННОИНЖЕНЕРНЫЕ (РЕКОМБИНАНТНЫЕ, СИНТЕЗИРОВАННЫЕ) – содержат искусственно собранный вирулентный антиген (чаще вирусный). Генные вакцины самые чистые, совместимы с любой другой вакциной, практически не дают поствакцинальных реакций;
4. АНТИГЕННЫЕ (РАСЩЕПЛЕННЫЕ) – содержат отдельные антигены микроорганизмов. Несут меньшую аллергенную нагрузку;
5. АССОЦИИРОВАННЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) – содержат несколько моновакцин, так подобранных, что их антигены не конкурируют между собой.
Анатоксины – вещества, содержащие токсины микроорганизмов, обезвреженные длительным воздействием формалина и тепла. Различают НАТИВНЫЕ и АДСОРБИРОВАННЫЕ.
Сыворотки – вещества из крови иммунизированных животных, содержащие готовые антитела. Различают АНТИМИКРОБНЫЕ и АНТИТОКСИЧЕСКИЕ сыворотки.
Иммуноглобулины – фракции крови, содержащие антитела. Различают НОРМАЛЬНЫЕ и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ иммуноглобулины.
- Этапы формирования иммунного ответа: первичный и вторичный иммунный ответ. Этапы образования антител. Понятие о вакцинации, ревакцинации.
Введение в организм ослабленного возбудителя или его токсинов вызывает иммунный ответ, обеспечивающий развитие невосприимчивости к естественной инфекции. В иммунном ответе участвуют два типа клеток (Т- и В- клетки).
Основные этапы иммунного ответа можно представить следующим образом:
1. Макрофаги захватывают антигенный материал его внутриклеточно и представляют фрагменты антигена на клеточной поверхности в иммуногенной форме (эпитопы). Этот процесс сопровождается продукцией интерлейкинов – специфических молекул, способствующих привлечению других иммунокомпетентных клеток (Т-лимфоцитов);
2. Распознавание эпитопов рецепторами Т-лимфоцитов (хелперов);
3. Активация, дифференцировка и пролиферация Т-клеток (хелперов), основная задача которых «распределение» информации о возбудителе другим иммунным клеткам. Активация Т-хелпера активизирует Т-супрессоры, Т-киллеры – последние формируют клеточный иммунитет;
4. Активация Т-хелперами В-лимфоцитов приводит к их созреванию в антителопродуцирующие клетки и выработке антител к инфекционному агенту;
На этом завершается формирование первичного иммунного ответа.
Но Т-хелперы и В-клетки способны сохранять информацию о возбудителе – формируют клетки «памяти», которые при повторном попадании антигена способны сразу активизировать иммунный ответ, такой ответ называют вторичным иммунным ответом. (смотри схему № 1).
Формирование иммунологической памяти – это способность организма реагировать ускоренно и усиленно при повторном введении антигена, которым организм был иммунизирован ранее. Эта память сохраняется в течение многих месяцев, а для некоторых антигенов – многие годы. К хранению иммунологической памяти причастны и Т- ,и В- клетки памяти. Для сохранения иммунологической памяти не обязательно присутствие антигена, так как иммунологическая перестройка лимфоидной системы после первого контакта с ним может сохраняться в течение длительного времени. При повторной встрече с антигеном клетки памяти обеспечивают усиленное размножение иммунокомпетентных клеток (антител) в короткие сроки (иногда за 48 часов).
Вводя в организм иммунные препараты (т.е. проводя вакцинацию- «V»), мы заставляем иммунитет вырабатывать клетки памяти. Формирование иммунной памяти - основной эффект вакцинации. При проведении вакцинации необходимо учитывать, что на формирование иммунного ответа необходимо время, поэтому в первую неделю необходимо избегать контакта с больными данной инфекции. (см. схему №2)
Но иммунная память со временем «теряется». При этом уровень защитных антител снижается. В связи с этим необходимо повторное введение антигена (т.е. ревакцинация- «RV») для того, чтобы получить более длительный и напряженный иммунитет.
Выводы современной теоретической иммунологии, которые необходимо знать при проведении активной иммунизации:
1. Для получения прочного и длительного иммунитета необходим достаточный контакт между антигеном и макроорганизмом. Он обеспечивается путем повторного введения антигенов (ревакцинация, этапная вакцинация);
2. Для возникновения желаемого иммунитета большое значение имеет соблюдение сроков между введением антигена;
3. Активная иммунизация не обуславливает у всех привитых одинаковую невосприимчивость. Существуют группы людей, которые не способны к полноценной выработке антител (длительный прием цитостатиков, крайняя степень нарушения питания, первичные иммунодефициты и др.);
4. Наиболее высокий искусственный иммунитет получен против тех болезней, которые при естественном течении создают стойкий иммунитет, и, наоборот, против болезней, оставляющих после себя слабый иммунитет, искусственная иммунизация часто малоэффективна;
5. Активная иммунизация вызывает достаточный уровень иммунитета лишь после определенного периода времени, поэтому ее применение целесообразно в профилактических целях;
6. Эффективность иммунизации во многом зависит от качества иммунизирующего препарата.
Схема №1
Схема № 2
![]() | |||
![]() |