Структурализм

В Британии и в Соединенных Штатах первым структуралистом в области образования признан Бэзил Бернстайн (Basil Bernstein). Его структурализм вытекал из работ Дюркгейма. Первые его публикации о языке и школе не были поняты обществом. Только в 1970-х годах имя Бернстайна привлекло к себе внимание французских теоретиков в контексте «новой» социологии образования. С этого момента структурализм как направление научных исследований в социологии образования начал проявлять себя более активно.

Актуальными проблемами, которые занимали Бернстайна, были: система, код и язык. Код в его трактовке – это принцип регулирования, который действует в глубинных пластах культуры под поверхностными слоями, отражаемыми большинством социологов при изучении образования. Код устанавливает, что формы поверхностных представлений могут снять только сленговые уровни, в основе которых лежит «пароль». Бернстайн доказывал, что существуют контрастные коды, которые порождаются различными образцами школьных отношений и культурных форм, соответствующих разным социальным стратам. Это последовательно ведет сначала к формированию различных ориентаций в использовании языка, а затем подразумевает различное мировоззрение.

В труде о школьном знании Бернстайн внес весьма значительный вклад в структурализм. Он проанализировал различные типы учебных планов, снова используя понятие «код». Так же, как и в работе о языке и социализации, код знания выступает основополагающим принципом, который формирует различия в мировоззрениях, социальной идентификации и разновидности знаний.