Методы государственного регулирования экономики.

Государство использует в регулировании экономических процессов широкий арсенал методов, однако, их можно сгруппировать по двум основным видам:

I. Административные (прямые)

II. Косвенные

Оба этих метода должны осуществляться в рамках единого правового поля.

Административные методы не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования и в развитых странах их удельный вес невелик. В российской экономике они базируются на силе государственной власти и включают:

Ø Запрещение – запрет какой-либо деятельности, признание этой деятельности общественно вредной, недопустимой и ненужной к применению (например, государство вводит запрет на транзит, запрет многих стран на ВЭД);

Ø Разрешение – согласие, выданное в письменной форме субъектам управления, обладающих соответствующим правом (государство на законном основании разрешает любые виды деятельности, незапрещенные производства данной территории);

Ø Принуждение – является одним из многих управлений, основанный на порицании и применении мер за нарушение установленных норм (несвоевременная уплата налогов).

С помощью административных методов осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой валютным курсом. Прямые методы непосредственно влияют на функционирование субъектов рыночной экономики. К ним относятся:

Ø Определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных планах и различных целевых программах.

Ø Государственные заказы и контракты на поставки определенных видов товаров и оказание услуг, работ.

Ø Государственная поддержка программ, заказов и контрактов.

Ø Нормативные требования к качеству и сертификации продукции и технологии.

Ø Правовые и административные ограничения и запрещение производства отдельных видов продукции.

Ø Лицензирование операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеэкономических операций.

Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и стратегии, целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно установленные цены (например, на продукцию естественных монополий), ставки налогов, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты и т.д. 20% применяемых методов – прямые (в большинстве стран), остальные 80% - косвенные.

Косвенные методы государственного регулирования экономических процессов в отличие от прямых опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги и определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы деятельности предприятий:

1. Налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот.

2. Регулирование цен, их уровня и соотношения, платежи за ресурсы, ставки процентов за кредит и кредитные льготы.

3. Таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена.

Все они базируются на инструментах денежно-кредитной политики, бюджетно-финансовой политики, ускоренной амортизации.

Государственное программирование – долговременное целевое регулирование экономики. Включает разработку экономических и социальных программ (долгосрочных, краткосрочных, среднесрочных). По объектам программирования они делятся на: общегосударственные, региональные, целевые, отраслевые и чрезвычайные.

Прямые методы (регулирования), в отличие от экономических, основаны на конкретных адресных заданий, ориентированных на достижение определенных целей, создание условий для принятия экономических решений. Выражают прямое воздействие на управляемый объект и преследует интересы органа управления. Основная ответственность ложится на органы управления. Административные указания, как правило, однозначны, требуют обязательного выполнения и не допускают отклонений от заданных целей.

Экономические методы базируются на общих правилах поведения, оказывают косвенное воздействие на объекты управления, предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов и ответственности их за выполнение и посредствие. Как правило, они безадресны и в определенной степени учитывают допустимый экономический риск. Действие экономических методов во многом носит автоматический характер. Однако, как административные, так и экономические методы действуют в рамках единого правового поля.

В развитых странах идет сокращение масштабов прямого регулирования и сопровождается усложнением экономических функций государства. Влияя с их помощью на те или иные экономические интересы и стимулы, государство воздействует на поведение хозяйствующих субъектов. В конкретной стране соотношение административных и экономических методов зависит от внешних и внутренних факторов и стадии развития экономической системы. К внешним факторам относятся:

· Экономическая система страны, ее состояние, ее место в мировом хозяйстве;

· Место и роль конкретной отрасли в системе народно-хозяйственного комплекса, степень участия этой отрасли в обеспечении национальной экономической безопасности;

· Развитие международной интеграции (степень участия данной отрасли в международном разделении труда);

· Развитие региональной специализации и межрегионального обмена продукцией данной отрасли;

· Степень разработанности нормативно-правовой базы регулирования экономических процессов.

Любое конкретное предприятие практически не имеет возможности влиять на внешние условия. Скорее оно зависит от них. В то время как внутренние факторы полностью зависят от деятельности самого предприятия. К ним относятся:

· Организационно-правовая форма;

· Технико-технологический уровень производства предприятия, система внутрипроизводственных отношений и взаимодействий с внешними факторами должны регулироваться самим предприятием, адаптируясь к внешним условиям.

Высшей формой реализации государственного регулирования экономики в целом и отдельных субъектов принято считать экономические программы, базирующиеся на прогнозах и социально-экономических индикаторах.

В государственном регулировании, кроме того, используется ряд общеэкономических методов: общие, частные, специальные. Общие – диалектика, анализ, синтез. Частные – статистические, экономико-математические методы; применительно к госрегулированию большое значение имеют методы экстраполяции, экономических группировок, индексный метод, бюджетный. Специальные – играют особо важную роль во всех формах госрегулирования и включают: балансовый, программно-целевой и нормативный методы. Социальные методы разрабатываются на основе прожиточного минимума и потребительских бюджетов, определенных нормативным методом минимального потребительского бюджета и рационального потребительского бюджета. Экологические содержат величины предельно допустимых концентраций вредных выбросов в атмосферу и воды.

В рыночной экономике основу составляют методы косвенного регулирования. В переходной экономике, особенно в начальной стадии, преобладают прямые. В рыночной экономике балансовый метод является необходимым элементом. В плановой экономике он являлся одним из важнейших, сейчас в России рыночные преобразования высветили проблемы несбалансированности переходной экономики России и не сняли вопросы обеспечения согласованности товаров материально-вещественных и стоимостных показателей.