Однолинейный пучок. Формула Полячека-Хинчина.
Модели M/M/1, М/D/1. Результаты Берка.
В системах автоматической коммутации особое место занимают частные случаи рассмотренных выше моделей при v=1.Такие модели обслуживания называются однолинейными.
Эти модели исследовали Полячек и Хинчин, которые независимо друг от друга получили выражение для среднего времени ожидания начала обслуживания при простейшем входящем потоке
,
где: l- параметр входящего потока;
y-нагрузка, поступающая на однолинейную систему (y<1);
- среднее время обслуживания одного вызова;
st- среднеквадратическое отклонение(СКО) времени обслуживания.
Наличие в приведенной формуле величины st указывает на ее универсальный характер, т.е. описывает модели М/М/1 и М/D/1.
Полагая , получаем
,
где: st- СКО длительности обслуживания в условных единицах (t=1).
Тогда для системы М/М/1 при st=1
а для системы М/D/1 при st = 0:
Таким образом, при постоянной длительности обслуживания среднее время ожидания для любого вызова -и задержанного вызова -
вдвое меньше, чем при показательно распределенной длительности занятия.
Качественные показатели рассмотренных моделей зависят от дисциплины выбора вызова из очереди на обслуживание. Они могут быть следующими:
- в порядке поступления (в порядке очереди),
- в случайном порядке.
Этот вопрос исследовался английским ученым Берком. Результаты, полученные Берком, иллюстрируются кривыми на рис.4.8, где пунктирными кривыми представлена дисциплина выбора в порядке очереди, а сплошными кривыми в случайном порядке.
Рис. 4.8 – Кривые Бёрка.
Из рисунка видно, что в области небольших значений t показатели обслуживания выше при случайном порядке выбора, а в области больших t они меняются местами.
В заключении отметим, что случайный выбор вызовов из очереди на обслуживание наиболее полно описывает модели с малыми очередями(когда очереди нет вообще или она очень редко превышает единицу).
Результаты Берка нашли применение при расчете качественных показателей работы управляющих устройств (маркеров) в координатных системах АТС.
4.6 Область применения систем с ожиданием
и систем с потерями.
Детальное изучение систем с ожиданием и с потерями показывает, что одну из них можно с максимальным эффектом применять в одной области потерь, а другую в другой области потерь в частности в разговорных трактах системы с ожиданием не дали должного эффекта. Это объясняется тем, что Tр (среднее время чистого разговора) порядка120 с. Если использовать систему с ожиданием, то длительность установления соединения может зачастую превышать эту величину. Т.е. использование приборов будет плохим. Поэтому разговорный тракт строится с применением систем с явными потерями. В области потерь P£0,01¸0,02 целесообразно использовать системы с явными потерями, тем более, что они имеют большую пропускную способность.
Для управляющих устройств целесообразно использовать дисциплину обслуживания с ожиданием. Это объясняется тем, что среднее время занятия управляющего устройства одним соединением мало
t= (70¸90) С- среднее время обслуживания одного вызова.
t’=£1 С.- среднее время занятия управляющего устройства одним вызовом.
Проиллюстрируем эти положения на следующем примере.
Имеется пучок v=1 P(П)=0,3, а P(0)=0,4 y=0,4Эрл.
v=2, а y=1Эрл. тогда P(П)=0,2, а P(0)=0,25.
Средняя длительность одного обслуживания t=1с, а среднее время ожидания начала обслуживания t0=(1.2¸1,5) с. абонент такое время не (1,2¸1,5)с не ощущает, зато потери 20% в системе с потерями довольно существенны.
Вывод: Там где имеется небольшой пучок и время обслуживания мало целесообразнее использовать систему с ожиданием. При этом системы с ожиданием позволят улучшить использование линий пучка и повысить качество обслуживания.
4.7. Вопросы для самоконтроля
ü Какое ограничение вводится на величину поступающей нагрузки в системах с ожиданием?
ü Напишите вторую формулу Эрланга. Что она определяет? От каких параметров зависит?
ü Какими формулами определяется среднее время ожидания начала обслуживания и средняя длина очереди?
ü В чем сущность теории Кроммелина? Чем она отличается от второй формулы Эрланга?
ü Какая модель обеспечивает более высокое качество обслуживания вызовов?
ü Приведите формулу Полячека-Хинчина.
ü Какой вид принимает формула Полячека-Хинчина для моделей М/М/1 и М/D/1?
ü Сравните время ожидания начала обслуживания при случайной выборки вызовов из очереди и в порядке поступления.
ü Укажите рациональную область применения систем с ожиданием и систем с явными потерями.