Шкала Апгар
Признаки | Баллы | |||
сердцебиение | отсутствует | менее 100 уд/мин | 100-140 уд/мин | |
дыхание | отсутствует | редкое | хорошее, крик | |
рефлексы | нет реакции на раздражение подошв | гримаса или движения | вызываются, кашель, чихание | |
мышечный тонус | отсутствует | снижен | активные движения, конечности согнуты | |
окраска кожи | белая, цианотичная | розовая, конечности синюшные | розовая | |
Оценка проводится дважды на 1-й и 5-й минуте жизни. Оптимальной величиной является 8 – 10 баллов.
Анатомо-физиологические особенности новорожденного.
Кожа новорожденного и грудного ребенка богата кровеносными сосудами с густой сетью широких капилляров, что придает кожным покровам вначале яркий, затем нежно-розовый цвет.
Сальные железы хорошо развиты и усиленно функционируют уже внутриутробно, образуя творожистую смазку, покрывающую тело ребенка при рождении.
Волосы на голове новорожденного не имеют сердцевины, легко выпадают и сменяются несколько раз на первом году жизни. Плечи и спина покрыыты пушком, более выраженном у недоношенных.
Головной мозг при рождении относительно велик – 1/8 часть тела ( у взрослого ¼).
Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной.
Периферическая нервная система несовершенна и окончательно сформировывается на 2 -4 году жизни.
Вегетативная нервная система функционирует уже у новорожденного, но окончательно формируется к 3 – 4 годам. К этом у времени устанавливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообращения. Следствием является то, что у детей раннего возраста физиологиной является симпатикотония, на 3 -4- году сменяющаяся ваготонией.
Затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном возрасте нередко возникает вегетососудистая дистония на фоне гормональной перестройки.
К моменту рождения, периферические отделы анализаторов (органы чувств) структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в свзи с незрелостью корковых центров.
Органы зрения и слуха. Эти органы закладываютсяи развиваются параллельноразвитию всей ЦНС. К физиологическим особенностям оргага зрения относятся:светобоязнь (первые 3 недели), косоглазие (на 1 -2 месяце), низкая острота зрения (0,02 в первомполугодии, 0,1 к году, 1,0 к 5 годам).
Наружный слуховой проход на первом году жизни имеет вид щели, без костной части и значительно уже чем у взрослого. Ушная сера имеет жидкую консистенцию. Короткая и широкая слуховая труба (Евстахиева) облегчает сообщение барабанной полости с носоглоткой, что способствует частому инфицированию среднего уха и лучшему оттоку гноя из него.
Орган вкуса функционирует уже при рождении и окончательно формируется к 4 -5- месяцам.
Резкие запахи ребенок различает в первые месяцы жизни, к 7 -8 мес он хорошо ощущает и слабые запахи.
Орган осязания. Это орган достаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи вызывает у ребенка общую реакцию в виде двигательного беспокойства. В 7 – 8 месяцев ребенок уже может точно прикоснуться к месту раздражения. На болевое ощущение ребенок реагирует как местно (отдергивает руку), так и общим беспокойством. Реакция на температурные раздражители – когда им тепло, они успокаиваются, холодно – плачут.
У новорожденных детей адаптация к внеутробным условиям жизни проявляется рядом изменений, характеризующихся как переходные, физиологические (пограничные состояния). К ним относятся: