Понятие электронных закупок

КОНЦЕПЦИЯ ELECTRONIC GOVERNMENT

По оценкам интерактивных покупателей по пятибалльной шкале (0—4)

[источник: Binary Compass Enterprise]

Как видно из опроса, ассортимент товара, его наличие и быстрота доставки имеют решающее значение для удовлетворения интерактивного покупателя (рис.). Стоимость товара — всего лишь четвертый по значи­мости фактор.

Потенциальный клиент должен иметь возможность в любой момент получить ответы на любой вопрос, сопутствующий покупке. Это один из элементов предпродажного сервиса, другие элементы: консультации по особенностям схем оплаты, доставки и т. п.

Отдельного внимания заслуживает дизайн интернет-магазина. Нельзя недооценивать то, насколько дружелюбна и понятна навигация сайта, ка­кое настроение создают цвета и графические элементы интерфейса и т. д. Все эти вопросы объединяются в понятии usability. Оно означает эргономичность, простоту, удобство использования и тому подобное, т. е. все то, что помогает человеку быстро сориентироваться в новой среде интерфейса и с максимальным удобством ее использовать.

Основное правило построения интерфейса магазинов, общее для всех — обеспечение высокой функциональности. Задача дизайнера, сохранив назна­ченную функциональность, придать магазину индивидуальный и привлека­тельный внешний вид. Средством, позволяющим повысить удобство навига­ции по сайту, является карта сайта — специально выделенная веб-страница, содержащая упорядоченные ссылки на другие страницы сайта. Использова­ние карты сайта еще не стало правилом для всех интернет-коммерсантов.


 

 

Практически все развитые страны уже сделали определенные шаги в направлении перехода к электронным госзакупкам. В частности, извещения о проводимых конкурсах госзакупок и конкурсная документация сейчас, как правило, публикуются в интернете. В то же время, говоря об электронной поддержке последующих стадий проведения конкурса, нельзя не отметить, что достигнутые здесь результаты пока имеют весьма широкий разброс. Так, в Мексике в 2005 г. около пятидесяти процентов госзакупок полностью реализовано по электронным каналам, в Германии — лишь менее пяти процентов. Дальше других в области электронных конкурсных торгов для государственных нужд ушли Австралия (www.apcc.gov.au), Канада (contractscanada.gc.ca), Мексика, Дания, США.

Для примера, охарактеризуем кратко состояние дел в Австралии. Здесь воплощается в жизнь национальная стратегическая программа автоматизации всех технологических этапов проведения конкурса по поставкам товаров для государственных нужд. Для публикации информации о торгах издается специализированный электронный бюллетень, где каждый может бесплатно ознакомиться с полными комплектами конкурсной документации. На том же сайте организован прием от поставщиков электронных заявок на участие в конкурсе. Функционирует информационно-справочная система, ведется реестр поставщиков, публикуются в интернете законодательные и другие документы, касающиеся электронных торгов. Имеются средства электронного оформления, регистрации, сопровождения и оплаты контрактов.

Зарубежный опыт может многое подсказать при построении системы российских электронных госзакупок. Рассмотрим некоторые характерные особенности пути, пройденного каждой из упомянутых выше стран-лидеров.

Прежде всего, следует отметить работу в сфере национального законодательства. Здесь выделяются две задачи. Первая, более общая, имеющая определяющее значение для национальной электронной коммерции в целом, — юридическое обеспечение электронного документооборота и электронных платежей. Вторая, более частная, но не менее важная, — корректировка нормативно-правовой базы, обслуживающей собственно процедуры государственных закупок.

Создание системы электронных госзакупок — дело достаточно трудоемкое и долгое, нуждающееся в тщательном планировании, четком выделении отдельных этапов. В качестве первого такого этапа, реализация организация публикации в интернете извещений о конкурсах госзакупок и конкурсной документации которого приносила вполне ощутимую практическую пользу, повсюду была выбрана.

Преимущества приема по каналам интернета конкурсных заявок от поставщиков не столь очевидны. Кроме того, тут требуется более глубокая юридическая и алгоритмическая проработка. Поэтому интернет-заявки откладываются обычно на последующие этапы.

В каждой из стран-лидеров был открыт национальный сервер госторгов, что позволило консолидировать всю относящуюся к госзакупкам информацию: от регламентирующих нормативно-правовых актов и обзоров рынка до конкретных извещений о конкурсах и сведений о госзакупщиках и поставщиках.