Качество обслуживания в интернет-магазине
Управление интернет-магазином
В табл. приведены основные функциональные возможности управления интернет-магазином.
Таблица - Функции управления фронт-офисом интернет-магазина
Функция | Описание |
Управление безопасностью | Обеспечивается назначением определенного уровня полномочии по работе с системой для разных групп пользователей (персонал,. магазина и покупателей) |
Управление информацией о товарах | Формирование и ведение товарного каталога |
Управление рекламными средствами | Администрирование рекламных кампаний, распродаж и прочих рекламных акций, а также партнерских программ |
Управление данными о покупателях | На основе профайлов покупателей осуществляется анализ процесса взаимодействия с ними и вырабатывается соответствующая тактика отношений |
Управление бизнес-логикой | Вычисление налогов, расчет скидок, стоимости доставки и других факторов, а также управление отгрузкой и доставкой заказов и т. п. |
Для покупателя фронт-офис интернет-магазина представляется как веб-сайт. Различают сайты статические и динамические. В статическом сайте содержание веб-страниц не связано автоматически с базой данных товаров, и при каждом изменении в базе данных требуется ручная корректировка веб-страниц с использованием соответствующего редактора. При значительной динамике товарного ассортимента это приводит к существенному росту затрат на обслуживание, создает прецедент предоставления пользователю некорректной информации. В отличии от статического динамический сайт имеет ПО, которое автоматически формирует информационное наполнение веб-страниц по информации базы данных, полому любое изменение в базе данных товаров сразу приводит к соответствующему изменению предоставляемой пользователю информации.
Для автоматизации управления данными о товарах, разделах каталога, рекламными акциями и другой информацией (аналитические статьи, обзоры данного рынка и т. п.) используются системы управления контентом. Система управления контентомпозволяет автоматизировать управление информационным наполнением сайта (контентом), его структурой, дизайном.
Преимущества использования систем управления контентом очевидны: удобство в работе с сайтом, возможность разграничения прав на изменение информации, повышение функциональности сайта, удобство его ре-дизайна (изменения, доработки) в будущем, т. е. значительное снижение трудоемкости управления сайтом.
Для высококачественного обслуживания клиентов важно понимать их желания и потребности. Существует множество классификаций потребителей по типам поведения и мотивации к совершению покупки. Татьяна Швецова выделяет следующие категории покупателей (рис.).
"Любители поторговаться".Посещают интернет-магазины в поисках наиболее низких цен. Ключевыми факторами, влияющими на совершение ими онлайн-покупки, являются:
— более низкая цена по сравнению с обычным магазином;
— бесплатная доставка, особенно тяжелых и громоздких товаров. Данная категория покупателей неохотно платит за доставку, и часто этот фактор может привести к отказу от покупки;
— различные скидки, сниженные цены и подарки.
![]() |
Рисунок. Факторы, влияющие на принятие решения различными группами покупателей совершить покупки
Покупатели данной категории обычно в первую очередь обращают внимание на цену товара и сравнивают условия в различных магазинах по таким параметрам, как цена товара и стоимость доставки, так как фактор экономии расходов преобладает.
"Действующие по принципу облегчения жизни".Для покупателей этой категории важна, прежде всего, возможность, пользуясь услугами интернет-магазина, сэкономить время. Они экономят время на совершении покупки и чаще всего выбирают магазины, где покупка товара занимает минимум времени. Ключевым факторами, влияющими на совершение онлайн-покупки, являются:
— нехватка времени для посещения обычных магазинов;
— быстрая доставка;
— возможность покупки различных товаров в одном месте.
Ввиду того, что такие покупатели очень требовательны и заинтересованы в экономии времени и сил, причинами отказа от покупки могут быть:
— сложная система регистрации в интернет-магазине;
— сложный интерфейс сайта магазина и неудобная навигация.
"Склонные к сравнению".Такие покупатели обращают большое внимание на то, как им предлагают и продают товар. Важными факторами, влияющими на совершение покупки, являются:
— наличие наиболее полной и полезной сопутствующей информации о товаре (характеристика, описание, отзывы покупателей, фотография товара);
— достаточный и стабильный ассортимент товаров;
— наличие обратной связи с интернет-магазином.
"Действующие из любопытства".К данному стилю поведения можно отнести тех, кто заходит в интернет-магазин, удовлетворяя свое любопытство, или же тех, кто случайно попал в магазин и осматривает его витрины и возможности. Такому стилю поведения больше всего подвержена молодежь, склонная к экспериментам. Среди факторов, способных повлиять на совершение покупки через Интернет, могут быть:
— интерес к новому способу покупок;
— новизна товара, способа оплаты и способа доставки;
— желание испробовать в действии новый интернет-магазин.
"Ищущие информацию".В данную категорию посетителей интернет-магазинов входят, прежде всего, те, кто редко совершают онлайн-покупки, но посещают интернет-магазины для того, чтобы получить представление о товаре, его характеристиках, стоимости, почитать описание, отзывы, посмотреть фотографии. Они посещают интернет-магазины без намерения что-то приобрести, а ради содержащейся в них информации. Такие люди могут находится на стадии "поиск информации о товаре" при принятии решения о покупке через Интернет или в обычном магазине.
В исследовании компания Flexo-Hiner выделяются следующие типы поведения покупателей:
— "одиночки" — покупатели, совершающие в Сети покупки, которые
они вряд ли совершили бы в реальных магазинах;
— "циники" — покупатели с неудачным опытом интернет-покупок;
— "домоседы" — покупатели, которые считают основным преимуществом интернет-покупок то, что при их совершении не нужно выходить из дома;
— "сторонники автоматизации" — покупатели, которые ценят Интернет за то, что он упрощает и автоматизирует приобретение товаров и услуг.
Потенциальный клиент покидает интернет-магазин гораздо легче, чем реальные магазины. Стремление удержать посетителя определяет высокую конкуренцию и уровень сервиса, предлагаемого в виртуальных магазинах. В то же время особенности контакта с покупателем приводят к принципиальному различию предоставляемого сервиса реального магазина и интернет-магазина.
Техническая сторона электронной коммерции находится в стадии развития. Далеко не все компании, присутствующие на этом рынке, предоставляют полноценный набор услуг, включающий возможность получения полной информации о товарах и услугах, об условиях покупки и доставки, возможность онлайнового размещения заказа и оплаты, возможность отслеживания хода исполнения заказа, послепродажный сервис, программы поощрения клиентов и т. п.
Для покупателей в Сети подобные услуги могут стать решающими. Согласно данным интерактивных опросов лишь каждый пятый пользователь, собравшийся сделать покупку в Сети, делает ее с первой попытки. Четверо из пяти отказываются от покупки из-за замедленной загрузки веб-страниц, высоких накладных расходов на доставку и т. д. Покупатели довольно чувствительно реагируют на такие неудачи: около 28% столкнувшихся с трудностями при покупке откладывают попытку до лучших времен. Специалисты считают, что, улучшив качество обслуживания, магазины могли бы поднять доходы примерно на 10%.
Рисунок. Значимость параметров качества обслуживания в интернет-торговле