Лекция 17

Тема: Медицинские информационные системы

 

План

 

1. Общие положения.

2. Уровни компьютеризации медицинских информационных систем (МИС).

3. Классификация и назначение МИС.

4. Офисные медицинские системы.

5. Примеры офисных систем, реализация.

 

Ключевые слова

Медицинские информационные системы, компьютер, уровни компьютеризации, база данных, безопасность информации, иерархичность систем, надежность, электронные медицинские записи, офисные системы, лабораторные исследования, обработка информации, лекарственные средства, мониторинг, консультирующие системы, медицинское обслуживание, планировщик назначении, лечебный процесс, эффективность, программное обеспечение.

 

Развитие информационных технологии и современных коммуникации, появление в клиниках большого количества автоматизированных медицинских приборов, следящих систем и отдельных компьютеров привели к новому витку развития медицинских информационных систем. Современная концепция информационных систем предполагает объединение электронных записей о больных (electronic patient records) с архивами медицинских изображении и финансовой информацией, данными мониторинга с медицинских приборов, результатами работы автоматизированных лаборатории и следящих систем, наличие современных средств обмена информацией (электронной внутрибольничной почты, Интернета, видеоконференции и т.д.).

Выделяют 5 различающихся уровней компьютеризации для медицинских информационных систем (американский институт медицинских записей – Medical Records Institute, USA).

Первымуровнем МИС являются автоматизированные медицинские записи. Этот уровень характеризуется тем, что только 50 % информации о пациентах вносится в компьютерную систему и в различном виде выдается её пользователям в виде отчетов. На данном уровне обычно охватывается регистрация пациента, выписки, внутрибольничные переводы, ввод диагностических сведений, назначения, проведение операций. Финансовые вопросы идут параллельно "бумагообороту" и служат, прежде всего, для разного вида отчетности.

Вторымуровнем МИС служит система компьютеризированной медицинской записи (Computerized Medical Record System). На этом уровне медицинские документы, которые ранее не вносились в электронную память (прежде всего это информация с диагностических приборов, получаемых в виде различного рода распечаток, сканограмм, топограмм и пр.), индексируются, сканируются и запоминаются в системах электронного хранения (как правило, на магнитооптических накопителях).

Третьим уровнем МИС является применение электронных медицинских записей (Electronic Medical Records). На этом уровне должна быть развита соответствующая инфраструктура для ввода, обработки и хранения информации своих рабочих мест. Пользователи идентифицируются системой, им даются права доступа, соответствующие их статусу. Структура электронных медицинских записей определяется возможностями компьютерной обработки. На данном уровне развития МИС электронная медицинская запись играет активную роль в процессе принятия решений и интеграции с экспертными системами, например при постановке диагноза, выборе лекарственных средств с учетом настоящего соматического и аллергического статуса пациента и т.п.

На четвертомэтапе МИС, который называют системами электронных медицинских записей (Electronic Patient Record Systems или Computer- based Patient Record System), записи о пациенте имеют гораздо больше источников информации. В них содержится вся соответствующая медицинская информация о конкретном пациенте, источниками которой могут являться как одно, так и несколько медицинских учреждений. Для такого уровня развития необходима общегосударственная или интернациональная система идентификации пациентов, единая система терминологии, структуры информации, кодирования и пр.

Пятымуровнем МИС называют электронную запись о здоровье (Electronic Health Record). Она отличается от системы электронных записей о пациенте существованием практически неограниченных источников информации о здоровье пациента. Появляются сведения из областей нетрадиционной медицины, поведенческой деятельности (курение, занятия спортом, пользование диетами и т.д.).

Далее будет дана оценка современного состояния медицинских информационных систем и описаны конкретные такие системы.

При разработке медицинских информационных систем и баз данных предъявляются следующие требования:

Ø гибкость и способность к эволюции баз данных (БД) и информационных систем (ИС);

Ø способность систем функционировать в условиях информационной неоднородности;

Ø иерархичность систем, возможность объединения сетей и их интероперабельность;

Ø возможность непрерывной модернизации;

Ø преемственность систем;

Ø надежность и выживаемость.

С развитием информационной инфраструктуры, ростом скорости передачи информации в сетях становится значительной роль распределённой обработки информации. Это обеспечивает повышение эффективности использования вычислительных ресурсов.

Остро в медицинских информационных системах стоит вопрос безопасности информации. Её рассматривают с двух точек зрения:

Ø защита прав личности от распространения конфиденциальной информации;

Ø защита интересов государства и ведомств. Возможность утечки информации, злоупотребление, нарушение этики.

Отдельный вопрос – безопасность информационно- платежных систем обязательного и добровольного медицинского страхования, вопросы права, конфиденциальности информации, законности и правомочности электронной подписи, лицензирование применения средств криптозащиты.

Сегодня в США затраты на создание и модернизацию медицинских информационных систем составляют в год около 8,5 млрд. долларов. Ёмкость российского рынка медицинских информационных систем на начало 2000 г. Достигла 20 млн. долларов.

Классификация информационных медицинских систем

 

Известны различные виды классификации медицинских информационных систем. Приведем классификацию в зависимости от уровней управления и организации:

o государственный (федеральный и региональный);

o территориальный (муниципальный, город, район);

o учрежденческий (ЛПУ, ЦСЭН, НИИ, вузы и ГИДУВы, структуры ОМС, службы лекарственного обеспечения, медтехники и др.);

o индивидуальный.

Другой пример классификации МИС:

1. Информационная поддержка работы медицинского персонала.

2. Информационное обеспечение экстренной медицинской помощью при чрезвычайных ситуациях.

3. Мониторинг уровня здоровья населения.

4. Информационное обеспечение научной работы.

5. система информационного обмена при работе в компьютерных сетях (в известной степени).

По назначению медицинские информационные системы бывают:

o системы, основной функцией которых является накопление данных и информации;

o диагностические и консультирующие системы;

o системы, обеспечивающие медицинское обслуживание.

В дальнейшем используем классификацию, определяемую спецификой предметной области:

1. Офисные медицинские системы.

2. Системы для лабораторных исследовании.

3. Экспертные системы для интерпретации данных исследований, диагностики, прогнозирования и мониторинга.

4. Системы, построенные на принципах интегрированных решений.

 

Рассмотрим общие принципы построения этих систем.

 

Офисные медицинские системы

 

Основная функция офисных медицинских систем – обеспечение информационной поддержки функционирования лечебного учреждения. Сюда относятся административных, финансовых и исполнительных функции клинического персонала, таких как ведение и просмотр текущей документации, составление итоговой отчетности (истории болезни, учет больных, планы медицинского ухода за больными, лекарственные препараты, бухгалтерский учет, счета к оплате, инвентарь, учет расходов, кадры, контроль возможных выплат, проверка утилизации).

Другая задача, возлагаемая на офисные медицинские системы – выполнение некоторых общих управленческих задач клиентской организации. К ним относятся составление графиков работы врачей, использования помещений и оборудования, назначение больным времени приёма у врача и другие подобные функции, связанные с планированием.

Развитие офисных технологий в настоящее время претерпевает переход на качественно новый уровень. Разработчики осознали необходимость стандартизации процесса ведения клинических записей о пациентах. Наиболее известный сегодня международный стандарт на представление офисной медицинской информации – HL7, предназначенный для электронного обмена документами в учреждениях здравоохранения.

Офисные системы имеют быстрый срок разработки и внедрения. Вместе с тем они обеспечивают расширение функциональных возможностей без разработки программного обеспечения их ядра или специальных программных интерфейсов для связи с другими системами.

Рассмотрим в качестве примера офисную систему (Shared Medical Systems Corporation, 1995 г. –разработчик) SMSE Care Centre. Система обеспечивает интегрированную информационную поддержку лечебного процесса и предлагает комплекс решений для централизованного доступа к актуальной информации о конкретном пациенте в каждый момент времени. Отметим функциональные возможности системы. Центральное управление. Система состоит из нескольких приложений, каждое из которых выполняет ту или иную функцию. Центральное окно управления позволяют пользователю получать любую информацию из одного места.

Представление данных. Окно отображения данных обеспечивает представление информации о пациенте в форме текстов, таблиц и графиков. Пользователь имеет возможность переопределять форму представления информации. Так, множество числовых данных, полученных в результате лабораторных исследовании, может быть легко преобразовано в графическую форму.

Список пациентов. Система обеспечивает ведение единого списка пациентов для всех организации. Каждый пользователь может определить собственный метод выбора необходимых ему пациентов, описывая некоторые критерии поиска.

Настройка параметров представления информации. Система предполагает набор инструментов, которые позволяют пользователю выбрать тип представления информации о пациенте: критерии поиска пациентов, список эпизодов и настройки окна отображения данных и другие возможности.

Ввод информации. Ввод информации в систему осуществляется с клавиатуры. Это является недостатком системы, так как, во- первых, существенно ограничивает возможные типы хранимой информации и, и во – вторых, приводит к отсутствию возможности получения информации непосредственно от различных специализированных медицинских приборов.

Типы документов. Система упрощает процесс ведения документооборота, обеспечивая гибкость в описании множества документов и предопределенных настроек для каждого из них. Для каждого типа медицинских процедур (диагностика, обслуживание палаты, физиология, терапия и др.) назначается специфическое множество документов, предопределенное заранее. Это множество может быть расширенно за счет включения в него некоторых документов из других множеств. Кроме того, каждый пользователь может создать для себя свой собственный набор документов, но опять же на основе существующих типов.

Существенным ограничением системы является невозможность создавать новые типы документов на основе хранимой информации.

 

Особенность реализации системы.

 

Архитектура системы – клиент – сервер.

Приложение, основанное на основе технологии клиент – сервер, состоит из двух компонентов: клиентского и серверного. Серверный компонент обеспечивает хранение и механизмы доступа у данным. Клиентский компонент, получая данные от сервера, осуществляет их локальную обработку.

В данной системе под интеграцией понимается объединение различных частей системы в единое целое. Тем самым применение этого термина ограничивается исключительно внутренней структурой системы. Вместе с тем здесь нельзя говорить о глобальной интеграции, то есть рассматривать данную систему с точки зрения возможности включения её в более универсальные медицинские комплексы в качестве подсистемы автоматизации документооборота- разработчики не предусмотрели такого решения. Отсутствует так же возможность интеграции системы со специализированным медицинским оборудованием.

Система SMSE Care Centre должна быть классифицирована как система автоматизации документооборота.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Определите требования, предъявляемые к медицинским информационным системам (МИС).

2. Выделите пять уровней компьютеризации для медицинских информационных систем.

3. В каких позициях в МИС рассматривается вопрос безопасности информации?

4. Дайте оценку современного состояния МИС и классифицируйте в зависимости от уровней управления и организации.

5. Какова функция офисных медицинских систем?

6. Каким уровнем МИС называют электронную запись о здоровье?

7. Сколько составляют в год затраты на создание и модернизацию медицинских информационных систем?

8. назовите известный международный стандарт на представление офисной медицинской информации.

9. Отметьте функциональные возможности офисной системы SMSE Care Centre.

10. Что вы понимаете под технологией клиент – сервер?

 

 

Литература 1, 5, 13, 14.