Историческая школа права

Солидаристское направление

В основе солидаристского направления или социальной концепции права(Л. Дюги) лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.

Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности – экономикой, политикой, моралью – в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда – акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно ставится над экономическими отношениями.

Основоположниками исторической школы права, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);

основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

К достоинствам теории можно отнести те факты, что:

обычай действительно предшествовал появлению права;

принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения;

теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи.